Формирование новой социальной структуры общества

Идущие в стране мощные инновационные процессы, изменение типа политических и экономических отношений меняет ту систему групп, социальных слоев, на которой «стояло» советское общество эпохи СССР. Формирование новой социальной структуры - это социальный процесс, который отличается от множества других социальных процессов, идущих в стране, по крайней мере, двумя фундаментальными особенностями. Во-первых, в отличие от таких процессов, как, например, рост безработицы или динамика миграции, этот процесс затрагивает не какие-либо отдельные, а все группы общества. В стране одновременно меняются старые и возникают новые классы и слои, причем то и другое взаимосвязано между собой. Во-вторых, новая структура формируется не столь открыто, не столь заметно, как, например, миграция беженцев или рост забастовок. Это вполне естественно, поскольку новая социальная структура возникает не сразу, не в один-два года. Напротив, формирование новой системы классов и слоев, как правило, растягивается на целые исторические эпохи.

Исключительна и роль этого процесса: формирование новой социальной стратификации - это главный социальный механизм формирования нового типа общества, в нашем случае - нового в сравнении с советским обществом эпохи СССР. К тому моменту, когда в стране окончательно сложится новая политическая система и новая - капиталистическая - экономика, в ней завершится и процесс формирования новой социальной стратификации. Более того, именно формирование новой социальной стратификации будет главным показателем того, что переходный период завершился, и новый тип социальной системы сложился.

Какие же перемены происходят в системе социальных классов и слоев на этапе, когда старый политический строй и старая экономическая система рушатся и на смену им приходят новые экономические и политические отношения? Представляется, что главными являются четыре процесса:

1. Изменение роли и социально-экономического положения бывшего господствующего класса СССР - партийно-советской номенклатуры, формирование в России нового господствующего класса;

2. Изменение социально-экономического положения тех социальных групп, которые в СССР считались системообразующими, - рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции;

3. Формирование новых классов, которых в советской истории страны не было;

4. Формирование новой системы общественных отношений, базирующихся на новых отношениях власти и собственности.

В своей совокупности эти четыре процесса постепенно формируют общество, которое и по составу, и по характеру классов будет отличаться от того, каким было советское.

Если попытаться охарактеризовать эти направления перемен более обобщенно, то надо отменить их черты.

Во-первых, общество, идущее на смену советскому, формируется как многосубъектное: одновременно возникает целое созвездие новых социальных групп.

Во-вторых, при всей связи нынешних классов и слоев с ранее существовавшими генезис разных групп нынешнего российского общества различен: одних из них ранее в стране никогда не было (например, новые «номинальные собственники», возникающие после первого этапа приватизации), другие, напротив, имеют давшие корни, существовали до 1917 г. и ныне пытаются возродиться, восстановить утраченные традиции (например, монархисты), третьи существовали в СССР и сейчас видоизменяются (например, правящий класс), четвертые сохраняются в советском варианте (например, учителя государственных школ).

В-третьих, перемены происходят на трех уровнях: статусном, поведенческом и ментальном, то есть одновременно меняются и социально-экономическое положение групп, и их активность, и состояние их сознания.

Все это приводит к выводу о важности и одновременно чрезвычайной сложности процесса формирования новой социальной стратификации в России. Как же изучить его, каких методов, подходов он требует? В последние годы в научной литературе и публицистике появилось много разных материалов о классах и слоях постсоветского российского общества. Эта литература имеет три особенности. Во-первых, она, как правило, рисует не всю систему классов и слоев нынешней России, а лишь отдельные социальные группы. Чаще всего это так называемая элита, бизнесмены (предприниматели) и директора предприятий. Во-вторых, акцент делается не на механизме возникновения социальных классов и слоев, а на тех или иных социальных характеристиках. Чаще всего описываются доходы, жилье, состав семей, стиль жизни, возраст, образование. В-третьих, описание тех или иных социальных групп чаще всего осуществляется без выявления связей между ними, а также между группами и чертами формирующегося общества. Эти особенности исследования вполне естественны, поскольку сам процесс формирования в стране новых классов и слоев только начинается. Но бесспорно и то, что исследования отдельных групп предпринимателей, коммерсантов, директоров государственных предприятий надо вести с учетом того общего процесса, который все эти группы формирует. Им-то и является формирование в России новой социальной стратификации. Составить какую-то картину в принципе можно лишь с помощью включенного наблюдения и анализа прессы. Но и с их помощью можно отразить лишь какие-то фрагменты общего процесса, к тому же взятые «на момент обследования». Но процесс этот должен наблюдаться на протяжении длительных отрезков времени - как минимум десятилетий.