Формы и методы адаптации военнослужащих-женщин
При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих-женщин учитывалась специфика их мышления[10], направленность ценностных ориентаций, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами.
Учитывая, что военно-профессиональное адаптация женщин имеет выраженную прикладную направленность в отношении воинской деятельности, технологии педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими задачами военной службы, а с другой – спецификой воинской специализации конкретной типологической группы военнослужащих-женщин. В организации процесса адаптации в ходе профессионального воспитания военнослужащих-женщин предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров-руководителей и подчиненных, а не методам прямого воздействия на них.
Изучение практики работы с военнослужащими-женщинами показало, что взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:
► использование преимущественно методов военно-профессиональной ориентации в военной среде и метода убеждения при формировании профессионального сознания;
► учет негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности и т.д.);
► оптимальное сочетание методов поддержки военнослужащих-женщин из «группы риска» (одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т.д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.
Приоритетными направлениями адаптации военнослужащих-женщин к условиям службы являются:
· четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей;
· активное включение военнослужащих-женщин с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки в целях быстрейшего освоения воинской специальности как условия завоевания профессионального авторитета;
· тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;
· разумный учёт психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок;
· продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей;
· организация регулярных встреч военнослужащих-женщин с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;
· формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих-женщин и мужчин в части (подразделении), где определяющее значение принадлежит личному примеру командира.
Исходя из направлений, определяются и методы адаптации военнослужащих-женщин. К основным из них относятся следующие:
– метод убеждения как важнейший метод военнослужащих-женщин, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;
– метод «контрастной беседы», основывающийся на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих различные формы и средства воспитания;
– метод положительных примеров в профессиональной деятельности женщин и определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;
– метод «сдерживания отрицательных эмоций», предполагающий отвлечение женщин от переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о «серьезном разговоре», поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;
– метод материального и морального стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, направленный на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий военнослужащих-женщин;
– метод поощрения как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей, как правило, профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих-женщин необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;
– метод дифференцированного подхода к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, где проходит службу военнослужащая-женщина, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась.
Практика воспитательной работы с военнослужащими-женщинами свидетельствует о том, что, осуществляя их воспитание, необходимо вместе с тем стремиться избегать излишнего, неоправданного всепрощенчества. Это, как правило, ведет в тому, что женщины начинают выделять себя как особую привилегированную группу и считать, что командованию изначально необходимо предъявлять к ним заниженные требования по службе. Задача офицера-руководителя – быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.