Формы и технологии работы с молодежью в социальных учреждениях

Говоря о моделях социальной работы с молодежью принято выделять две – интегративную и дефицитную.

Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности – социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив. [70].

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы,

направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Большую роль в развитии содержания социальной работы с подрастающим поколением играет Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В ней определены основные понятия, важнейшие принципы государственной молодежной политики, обозначены целевые установки, приоритетные направления и механизмы реализации. Концепция предполагает обязательное выполнение государством определенных гарантий по обеспечению экономических и социальных интересов молодежи, ее потребностей в области образования и трудоустройства, в решении жилищных проблем, в поддержке молодой семьи, т.е. набора всех жизненных проблем, с которыми сталкивается молодежь.

Кроме того, в Концепции обозначены пути и механизмы преодоления отрицательных социальных явлений, получивших распространение в молодежной среде (правонарушения, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.). Обоснованы задачи, связанные с вовлечением молодого поколения россиян в активную созидательную деятельность.

Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания.

Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991–1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию, социальной защите детей Министерства образования и науки РФ ежегодно проводит конкурс среди учреждений социального обслуживания молодежи и по его результатам принимает решение о присвоении специального статуса «Экспериментальный центр по социальной работе» лучшим учреждениям социального обслуживания молодежи.

Развитие системы социальных служб для молодежи признано приоритетным направлением государственной молодежной политики.

Инфраструктура социальных служб активизировалась после принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором социальное обслуживание определяется как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руководителям Комитета по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создание (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи.

Позже было разработано «Примерное положение о Центре социального обслуживания молодежи (2005). В них обозначены основные направления деятельности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функции. В частности, главной обязанностью таких учреждений является участие в реализации мер, связанных с проведением государственной молодежной политики; обеспечение социального обслуживания молодежи, оказание социальных услуг молодым гражданам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи основными направлениями их деятельности должны стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка. [59].

По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной и т.д.

По времени, длительности осуществления – постоянной, периодической и ситуационной. [15].

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:

    ·  государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

    ·  государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    ·  муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов РФ или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством РФ. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

      ·  учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ (органов по делам молодежи субъектов РФ);

      ·  муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи).

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Служба для молодежи, кроме того, осуществляет содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей, предоставляет помимо названных наркологическую помощь. В учреждениях социального обслуживания молодежи проводятся также реабилитационные мероприятия в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

– комплексный центр социального обслуживания молодежи;

– центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

– социальный центр молодежи;

– центр социальной поддержки молодежи;

– центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

– молодежный центр планирования семьи;

– центр правовой помощи молодежи;

– центр информации для молодежи;

– подростково-молодежный клуб;

– социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

– центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

В систему учреждений органов по делам молодежи также входят: молодежный центр, молодежная биржа труда, молодежный бизнес-инкубатор, центр молодежного предпринимательства, агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи, центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, центр развития физической культуры детей и молодежи.

Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090-I «Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков. [69].

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

1)        выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж;

2)        устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

3)        осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

4)        ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5)        выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

6)        содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

7)        дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

8)        помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

9)        содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.)

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, так и в сельском поселении и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих в данном населенном пункте. [42].

Комплексный центр социального обслуживания молодежи проводит психопрофилактику, предупреждение алкоголизма и наркомании, социальную реабилитацию, информационное обеспечение, подготовку специалистов, социологические исследования.

Для данных центров характерно оказание социально-психологической помощи детям, подросткам, их родителям, молодежи в целях повышения их психологической защищенности, освоения ими социально-культурной среды.

Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи, которые осуществляют свою деятельность по таким направлениям как:

– информационно-консультативная помощь;

– коррекционно-педагогическая работа;

– медико-психологическое консультирование;

– медицинская реабилитация;

– наркологическая помощь;

– семейный досуг;

– предоставление информации о рынке труда.

Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам. [59].

Острые социальные проблемы, такие как нищета, безработица, социальное неравенство, социальные патологии, которые появились в переходный период, потребовали разработки новой идеологии оказания социальной помощи уязвимым категориям населения, и в первую очередь – молодежи, на принципах гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, субъектности, адекватности, целесообразности, адресности.

Социальная помощь такой группе социально уязвимых молодых людей, учитывая их специфичность, предполагает усиление способности человека к успешному социальному функционированию; обеспечение его индивидуальными и социальными ресурсами; профилактику возможных социальных дисфункций. Она предусматривает как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в организации временного проживания, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое), понимаемое как взаимодействие клиента и специалиста, результатом которого является преодоление уязвимости, увеличение жизненных ресурсов личности, расширение возможностей ее доступа к социальным услугам. Сопровождение в таком случае рассматривается как системная интегративная технология, сущность которой заключается в содействии переходу от внешней помощи к взаимопомощи и самопомощи, от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами».

Внешняя помощь (вмешательство, или интервенция) в данном случае подразумевает определенный вид действий в отношении специфического стечения социальных обстоятельств, при которых существует явная опасность причинения клиентом вреда себе или окружающим его людям.

Эффективной является также взаимопомощь, которая рассматривается как сознательное использование определенной социальной группой социальных и психолого-педагогических средств для оптимизации и организации совместной жизнедеятельности и собственной социальной активности.

Группы взаимной помощи – это спонтанно возникшие или организованные с помощью специалиста объединения людей для взаимной поддержки в процессе конструктивного решения конкретных сходных проблем. К ним относят объединения Анонимных Алкоголиков, жертв семейного и других видов насилия, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, ветеранов локальных войн и др. [64].

Каждый участник таких групп в ходе обсуждения проблемы вырабатывает у себя способность слышать других, эмоционально сопереживать, соотносить собственную ситуацию с жизненными обстоятельствами других людей, помогать другим принимать решения, психологически поддерживать их.

Переход к самопомощи свидетельствует уже о том, что молодой человек взамен пассивной позиции помощи извне в сложившейся ситуации выбирает активные способы деятельности, стремится изменить обстоятельства с целью поддержания достойных условий жизни для себя и зависящих от него людей.

Результат восхождения по таким ступеням социальной помощи находит свое выражение в формировании способности самостоятельно достигать определенного равновесия в отношениях с самим собой, с окружением.

Процесс оказания социальной помощи уязвимым категориям молодежи включает ряд этапов:

-   анализ ситуации, выявление проблем;

-   диагностирование проявлений;

-   составление развернутого заключения;

-   конструирование элементов социальной технологии;

-   создание реабилитационного пространства для ее реализации;

-   проведение комплексной реабилитации, состоящей из поддерживающего, оздоровляющего или замещающего лечения;

-   личностно ориентированного информирования; индивидуального консультирования; социально-психологических тренингов; социального патронажа;

-    отражение хода и результатов деятельности;

-    внесение в деятельность соответствующих корректив;

-    мониторинг ситуации.

В настоящее время в мире и в России система социальной помощи уязвимым категориям молодежи представляет собой совокупность программ и видов услуг, призванных, с одной стороны, обеспечить условия для удовлетворения базовых социальных потребностей молодых людей, с другой стороны – способствовать прямому или косвенному сохранению индивидуального или общественного благополучия. [62].

Подобные программы и услуги с точки зрения их целевой направленности могут быть объединены в следующие категории:

1)призванные способствовать оптимизации условий социальной жизнедеятельности уязвимых групп молодежи, т.е. нацеленные на оказание экономической поддержки, развитие сферы социальных услуг в области юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи и реабилитации;

2)облегчающие доступ к социальным ресурсам, необходимым для нормального индивидуального развития (информационная и консультативная поддержка), в том числе службы и программы, в которых она оказывается;

Насущной проблемой сегодняшнего дня становится создание молодежных агентств для реализации целевых программ помощи уязвимым группам населения в дополнение к имеющимся административным структурам по работе с молодежью и волонтерскому движению.

Анализ зарубежного и отечественного опыта помощи социально уязвимой категории молодежи свидетельствует, что возможны следующие направления деятельности:

– рекреационное, предназначенное для вовлечения молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, способствующую развитию интересов, духовных и этических ценностей (любви к дому, семье, друзьям, стране, ответственности и т.п.);

-  ресоциализирующее, ориентированное на восстановление, усиление, развитие социальных навыков и межличностных отношений через участие в реализации целевых программ, в работе клубов, групп по интересам, занятиях спортом, искусством и т.п.;

-  психокоррекционное, способствующее развитию самосознания, самопринятия, коррекции социального поведения.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Так, в центре социального обслуживания молодежи Мурманска предполагается трудоустройство юношей и девушек по следующим возрастным группам:

-   от 15 до 16 лет (не обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования) – по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов города Мурманска;

-   от 16 до 18 лет (зарегистрированные в Мурманском городском центре занятости населения);

от 18 до 30 лет (особо нуждающиеся, имеющие стаж работы не более трех месяцев после окончания дневного отделения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и состоящие на учете в городском центре занятости).

Руководители муниципальных учреждений и унитарных предприятий города Мурманска выделяют один процент рабочих мест (от годовой численности работающих) для трудоустройства выпускников учреждений образования. Для остальных предприятий устанавливается квота рабочих мест для выпускников в соответствии с договорами, заключенными муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания молодежи». Заработная плата принятым молодым работникам при этом начисляется в соответствии с действующей тарифной сеткой с учетом районного коэффициента и полярных надбавок за счет средств городского бюджета. Центр социального обслуживания молодежи должен ежемесячно перечислять деньги организациям, с которыми заключены договоры, на компенсацию расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства молодежи.

Сотрудники Центра ведут учет направленных и принятых на работу молодых специалистов и контролируют своевременное предоставление организациями информации об увольнении работника. Руководители организаций и предприятий при приеме на работу оформляют документы на нового работника, в том числе в обязательном порядке – медицинский полис на срок действия договора. В случае увольнения несовершеннолетних работников по инициативе работодателя руководители организаций должны информировать Центр социального обслуживания молодежи, Федеральную инспекцию труда по Мурманской области и окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Интересный опыт социального обслуживания имеется в центре социально-психологической помощи молодежи «Шанс» (г. Тула). Здесь эффективно работают такие структурные подразделения (модули), как служба индивидуального консультирования, служба просвещения, школа общения (система групповых тренингов, направленных на коррекцию межличностных отношений), кабинет планирования карьеры, кабинет профдиагностики. Актуальные молодежные проблемы рассматриваются в лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения, методическую помощь специалистам оказывает учебно-методический кабинет. Инновационной формой социальной работы центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» является создание игротеки для детей клиентов микрорайона, где осуществляет деятельность это учреждение социального обслуживания молодежи. [59].

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое.

Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр» города Саранска предоставляет молодым людям информацию о рынке труда, участвует в создании рабочих мест, трудоустройстве. Специалисты центра организуют стройотряды, проводят профориентацию среди молодежи и реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

В г. Оренбурге «Областная социально-психологическая служба молодежи» проводит социальную реабилитацию, экстренную психологическую помощь по телефону, психодиагностику, психокоррекцию, помощь детям-сиротам. [24].

Астраханская областная социальная служба молодежи развивает в своей работе следующие услуги: оказание бесплатной анонимной консультативной помощи, экстренной психологической помощи, организация работы с молодыми инвалидами, создание рабочих мест для подростков и молодежи, клубов «Молодая семья», развитие социальной работы с молодежью в районах области.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направления. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества. [73].

Интересный опыт развития личностных ресурсов молодежи имеется в муниципальном социальном учреждении «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи» г. Костромы. В его деятельности можно выделить следующие направления: работа со стабильным контингентом юношей и девушек в студиях и любительских объединениях; реализация молодежных городских программ; организация досуга молодежи в летний период.

Технология работы с молодежью на базе социального учреждения состоит из следующих этапов.

Первый этап – адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его интересам и потребностям. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех, студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи.

Второй этап – включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц. Для занятости

юношей и девушек организуется работа «Клуба выходного дня», где в воскресенье они могут участвовать в социальной работе, сопровождая специалистов учреждения.

Третий этап социоклубной работы предполагает взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью (например, ребята, занимающиеся в студии ролевых игр, приходят в общеобразовательные школы и проводят ситуационно-ролевые игры). Клуб организует и представляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения.

Наиболее активные члены клуба входят в состав волонтерского объединения «РОСТОК», который эффективно работает по следующим направлениям:

•  первичная профилактика отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде;

•  проведение мероприятий и акций, направленных на повышение социальной активности молодежи;

•  разработка, осуществление и анализ психологических и социологических исследований;

•  организация работы по повышению правовой грамотности молодежи.

Учебно-познавательное направление деятельности социально-клубного учреждения реализуется с помощью программы «Школа социальных технологий», содержание которой направлено на развитие социальных навыков и умений.

Первый раздел программы представляет собой блок занятий, направленных на отработку навыков эффективного взаимодействия, развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, овладение навыками работы с общественным мнением, средствами массовой информации, знакомство с игровыми технологиями. Здесь осуществляется мотивационно-ценностная ориентация молодежи на добровольческую деятельность.

Второй раздел включает специализированную подготовку, которая предполагает проведение занятий, способствующих формированию у старшеклассников и студентов специализированных знаний, умений и навыков. На данном этапе они осваивают и реализуют различные социальные технологии работы с молодежью. [60].

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов. Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки. В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.