Французский социолог - позитивист - Э. Дюркгейм

Э. Дюркгейм родился 15 апреля 1858года на северо-востоке Франции в небогатой семье потомственного раввина. В 1879 году с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже. Окончив её в 1879 году, в течении нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 - 1886 годах побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.

В 1887 году был преподавателем "социальной науки и педагогики" в университете Бордо. С 1896 года там же возглавил кафедру "социальной науки".

С 1898 по 1913 годы руководил изданием журнала "Социологический ежегодник". С 1902 года преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру "науки о воспитании и социологии".

Его социологическая концепция формировалась глубоко обработанной, в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями.

Согласно Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью - внешним существованием; и принудительностью по отношению к индивидам.

Социальный факт специфичен. Он порождён объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, необходимо, считает Дюркгейм, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов, образуясь из взаимодействия множества знаний, то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей, которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом его метода.

Социальная реальность вовлечена в универсальный контекст отношений естественной причинности, общество и природа в равной мере могут быть изучаемы как комплексы эмпирических фактов, подчиняющихся неким общим и специфическим законам.

Общество трактуется им как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.

Он настаивает на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвигая принцип: социальные факты надо рассматривать как вещи.

Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим. Являлся одним из активных участников процесса первичной институционализации западноевропейской социологической науки. Во многом благодаря его стараниям социология во Франции получает признание в академических кругах, становится предметом университетского образования.

Социологический реализм Э. Дюркгейма

В теоретических концепциях Дюркгейма прослеживаются две главные тенденции: натурализм - исходит из понимания общества и его закономерностей по аналогии с природой, с ее естественными законами; социальный реализм - понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности.

Социальный реализм как теория общества является частью "социологизма" Дюркгейма, утверждающего принцип специфичности и автономности социальной реальности, её примата и превосходства над индивидами.

По сравнению с индивидом, общество рассматривается как более богатая содержанием реальность. В методологическом плане для "социологизма" характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным Я, а в связи с этим - критика биологического и психологического редукционизма.

Дюркгейм признавал связь сознания и материи, указывая на происхождение общественного сознания из "социальной среды".

Сутью его концепции было включить моральные и религиозные феномены в сферу естественных явлений, "имеющих условия и причины"( л.5 с.61), но сохранив при этом их специфику.

Общественное сознание наделялось качествами, превращающими его в почти самостоятельный феномен, порождающий общественную жизнь как таковую.

Ученый проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. При рассмотрении коллективного, общего сознания, он опирался на идею непрерывного развития природы и "творческого синтеза" простого в сложное. Отношения индивидов в обществе истолковывались им как отношения ассоциации, в результате которого возникает новое качество - социальная жизнь как процесс деятельности.

Дюркгейм считал коллективное сознание узлом всего общества.

Общество и его сознание рассматривались им как явления одноплановые, а в его концепции они были не только взаимосвязанными и взаимообусловленными, но и могли менять биологическую последовательность при объяснении: коллективные представления были продуктом общества, а общество, наоборот - продуктом коллективных представлений.

Он пытался тесно связать методологические принципы социологии с пониманием предмета социологии как особого рода фактов - социальных.

Первое правило должно было обеспечить объективный подход к социальной действительности и выражалось в принципе: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи"( л.5 с.20), что означало признавать независимое существование социальных явлений от субъекта и исследовать их объективно.

Факты должны классифицироваться независимо от ученого и колебаний его ума, основываясь на природе вещей. "Социальный факт нормален для данного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, если этот факт имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующей фазе их эволюции".

Социальный метод Дюркгейма в части основных постулатов исследования сохранил свое значение до настоящего времени.

Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией экономических отношений, осуществляемой производственными корпорациями.

Общество конструируется моральными связями, сознательным стремлением к идеалу, моральными отношениями, которые можно и должно сознательно урегулировать.

Решение проблемы взаимоотношений индивида и общества отличалось усмотрением источника и возможности развития индивидуальности в прогрессирующем разделении труда в не идеализированном прошлом.

На начальных стадиях организованности свобода индивида только кажущаяся и его личность заимствована, на более высокой ступени личность получает возможность, свободно развивая свои способности, стать гармонической и цельной.

Благодаря ассоциации с другими людьми человек приобретает то, что теряет из-за узкой специализации.

Не замечая эксплуататорского характера труда, порождающего отчуждение индивида, связывая трудности, переживаемые специализированными рабочими только с временными неблагоприятными условиями, Дюркгейм верил, что общие идеалы братства и солидарности, сознание общей цели всех тружеников возместят неизбежные для них потери.

Он разработал новые элементы подхода к социальным явлениям, сконцентрировав внимание на моральных проблемах, усовершенствовал правовую и моральную регламентацию общественных отношений.