Фрейд и психоаналитическая социология

Учение Зигмунда Фрейда (1856-1939) – одно из наиболее влиятельных направлений общественной мысли ХХ века. Его воздействие далеко выходит за рамки психологии. Оно распространяется на сферу философских и социальных наук, в том числе на социологию, а также на литературу, искусство, массовую культуру. По существу фрейдизм не только повлиял на общественное сознание западных стран, но и сформировал в них своеобразный интеллектуальный «климат».

Постановка вопроса о существовании психоаналитической социологии иногда встречает возражение, и некоторые исследователи считают, что необходимо вести речь о З. Фрейде как о создателе нового направления в психологии. С другой стороны, большое число сторонников психоанализа считали, что в будущем он станет не только частью, а краеугольным камнем обществознания и внесёт решающий вклад в изучение и понимание общества, общественных институтов и общественного развития. Как и оказалось истина посередине. Универсальной социологической теорией фрейдизм не стал и не мог стать, но оказал огромное влияние на западную социологию ХХ века.

Не только социальные воззрения З. Фрейда, но и ряд аспектов психоанализа оказали влияние на концепции, фразеологию и терминологию западных социологов, хотя это влияние далеко не одинаково в различных отраслях социологии.

К психоаналитическим идеям и методике наиболее восприимчивы такие сферы социологических исследований как социология семьи, преступности, политическая социология и др.

Влияние учения З. Фрейда на социологию и социальную мысль обусловлено значением открытых им сфер и механизмов человеческой психики для некоторых областей социальных исследований, а также достаточно большим удельным весом социологической проблематики в его учении.

Суть психоаналитической концепции З. Фрейда состоит в том, что в ней в разряд универсального принципа были возведены бессознательное в человеческой психике и особое место и роль полового инстинкта в человеческом поведении.

Проблема бессознательного занимала своё место и до Фрейда в концепциях Г. Лейбница, Н. Гербарта и др. Концепция же гиперсексуализма – оригинальное создание Фрейда. Согласно ему половой инстинкт определяет не только индивидуальную жизнь человека, но и в превращенной форме лежит в основе общественных отношений.

Социальная концепция З. Фрейда базируется на следующих основных идеях:

- биопсихологизме, индивидуальной психологии как модели большинства социологических конструкций;

- идее бессознательного;

- концепции Эдипова комплекса;

- дуализме инстинктов жизни и смерти.

Бессознательное Фрейд понимает как основной, глубинный пласт структуры личности. Возникновение общественных форм жизни, как индивидуальное становление человеческой личности Фрейд связывает с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды) разыгравшейся будто бы на заре человеческой истории. Для того, чтобы драма не повторилась, возник своего рода общественный договор, который включал в себя систему социальных норм, запретов, санкций и т.п. Именно отсюда, согласно его учению, берёт своё начало социальная организация жизни, нравственные ограничения и религия.

Индивидуальное разрешение этой драматической ситуации З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом (суть его в сексуальном влечении мальчика к матери и в «амбивалентном», т.е. двойственном чувстве ненависти и преклонения перед отцом). Этот комплекс во многом определяет судьбу человека. «Общественное» разрешение этого конфликта обусловило ход исторического процесса.

Религия, мораль и социальные чувства вырабатывались на основе отцовского комплекса. Религия и нравственность – это результат подавления комплекса Эдипа.

Обожествление отца на основе чувства вины и преклонения перед ним, согласно Фрейду, лежит в основе таких феноменов как государство, власть и т.п. Государство, власть и Бог, по его мнению – не что иное, как идеализированный отец. Потребность во власти имеет в своей основе тоску по отцу, которая живёт в каждом человеке.

В основе всей жизнедеятельности человека лежит сексуальный инстинкт. Этот инстинкт является основополагающим, однако он не единственный.

С точки зрения Фрейда, кроме Эроса, инстинкта жизни, существует другой – Танатос, инстинкт смерти, возвращения к изначальному, неорганическому состоянию.

Эрос и Танатос, согласно Фрейду не просто сосуществуют, они находятся в вечном конфликте, в непрерывной борьбе, которая лежит в самой основе как социального бытия, так и бытия вообще. Динамика общественного и культурного развития обусловливается во многом конфликтом этих инстинктов и цивилизации с её системой норм и запретов. Последние через посредство семьи в той или иной степени усваиваются человеком, образуя так называемое «сверх-Я». Социально неприемлемые влечения вытесняются в глубины бессознательного. Борьба между этими вытеснениями и ищущими выхода влечениями и общественными запретами – одна из основных идей фрейдовской социальной теории.

Рассматривая динамику общественных отношений Фрейд считал, что Эрос представляет собой социальную силу, которая объединяет людей, а Танатос – сила антисоциальная, разделяющая людей и приводящая к ситуации, в которой «человек человеку - волк».

Сознательный и разумный элемент в человеке, по Фрейду – это только небольшой поверхностный слой, входящий в наше «Я». Задача «Я», руководствуясь принципом реальности, - осуществлять посредничество между «Оно» с его бессознательными влечениями, которое следует «принципу удовольствия», реальным миром и совестью. Совесть или система усвоенных моральных норм, запретов и социальных ценностей – это сверх-Я. Таким образом структура личности включает в себя «Оно» - инстинкты, «сверх-Я» - социальные нормы и «Я», - в котором находят своё воплощение «Оно» и «Я», т.е. инстинкты и социальные нормы.

По своим взглядам З. Фрейд был гуманистом. Это находит выражение не только в его вере в конечное торжество разума и науки, но и в постоянной озабоченности судьбами простых людей, несчастных и отчуждённых в тяжёлых условиях окружающего и общества.

Центральная идея Фрейда как социального мыслителя состоит в том, чтобы найти, если это возможно, выход из такого положения, найти путь к формированию гармонической личности. Реализовать этот идеал, по мнению Фрейда, возможно только в том случае, если воспитание, культура и психоанализ, смогут сформировать человека, в котором доминирующее место занимает разумное начало, сильное сознательное «Я», где бессознательные инстинкты должны быть отчасти освобождены настолько, чтобы сделать человека в достаточной мере счастливым и творческим. Таким образом, не полное высвобождение инстинктов и влечений, но также и неполное их подавление, а разумное управление страстями, таков идеал Фрейда.

Однако утверждает он, люди в своей деятельности в основном руководствуются эмоциями и инстинктами, а не логикой и аргументами. Он неоднократно самым уничижительным образом высказывался о народных массах и человеке массы. По его мнению, массы руководствуются исключительно инстинктами, они враждебны культуре, нуждаются в иллюзиях и иррациональных верованиях, стремятся к подчинению сильному лидеру и ими должна руководить интеллектуальная элита. Таким образом, разум, сознательное обуздание инстинктов, развитие цивилизации – удел интеллектуальной элиты, власть тёмных, бессознательных влечений (сексуальных и агрессивных, враждебных к разуму и культуре, слепое подчинение вождям – удел масс.

Это положение – трагический результат существующих условий. Касательно будущего, нужно надеяться, что всё изменится, масса поднимется до уровня лидеров, все превратятся в людей элитарного вида.

Обществу постоянно угрожает дезинтеграция, ввиду того, что инстинкты, особенно склонность к агрессии – это самое большое препятствие на пути культуры, они сильнее, чем разумные соображения. Отсюда – необходимость в социализации, в социальном контроле над инстинктами человека, в ограничении его сексуальных и агрессивных влечений.

Фрейд признаёт изменяемость первичных инстинктов и влечений и возлагает основные надежды на их социальную трансформацию. Он подчёркивает значимость социальных чувств, которые должны прийти на место эгоистических.

Фрейд исходит из идеи, что человек по своей природе зол, эгоистичен и агрессивен. Этот пессимистический подход иногда приобретает умеренно оптимистический характер. Надежда на лучшее будущее может реализоваться как в форме изменения существующих условий, так и в форме приспособления человека к ним. По мнению Фрейда, разум в далёком будущем неизбежно должен победить, аффективные основы культуры будут заменены рациональными. Человек, преодолев иллюзии, в частности религиозные, и сосредоточив все усилия на своей земной жизни, сможет достичь нового общества.

Путь к новому обществу лежит через превращение эгоистических влечений в социальные чувства. Культура стремится объединить вначале индивидов, затем семьи, племена, народы и нации в единое человечество. Для такого объединения недостаточно одних трудовых связей, нужно укрепление либидозных связей, связей любви, причём не сексуальной, которая скорее разлагает общественные узы, а её превращённых форм – братской любви, дружбы и т.д. Именно такие формы – основа социальных отношений, фактор действительного поворота от эгоизма к альтруизму. Способность к цивилизованной жизни и есть не что иное, как способность превращать свои эгоистические склонности в социальные. По мнению Фрейда, существует возможность достигать в каждом новом поколении всё большей трансформации этих склонностей, что является предпосылкой возникновения более совершенной цивилизации.

Особую роль во взглядах Фрейда занимает сублимация, т.е. превращение сексуальной энергии в творчество. Именно на ней основываются высшие достижения культуры, и именно такой путь всегда находит творческая личность. Однако высшие формы творчества доступны лишь немногим, для большинства – это просто работа по специальности, особенно если она соответствует склонностям. Увлечённость своим трудом – такая форма поведения человека в обществе, которая в наибольшей степени позволяет человеку интегрироваться, переместить в сферу профессиональной деятельности и в связанные с ней формы человеческих взаимоотношений значительную часть агрессивных устремлений.