Фундаментальные факторы во взаимоотношении поколений

Проблема взаимодействия поколений родилась вместе с родом Homo sapiens, человеческим обществом как таковым. И в этом смысле она стара как мир. Но стократ важнее другое: по значимости, глубине, многогранности и противоречивости она стоит в одном ряду с теми факторами, которые определяют само существование человечества и его перспективы, и, прежде всего, его взаимодействие с Природой.

Взаимоотношения поколений — это постоянный поиск их оптимальных моделей, форм и способов аккумулирования и согласования потребностей, интересов, ценностных ориентации всех — в жизнь входящих и земной путь завершающих, «средних», являющихся становым хребтом общества на определенных этапах. И поиск этот, по определению никогда не могущий привести к идеальным результатам, должен быть делом всех сосуществующих поколений.

Огромное, а в ряде сфер жизнедеятельности людей решающее, воздействие на взаимоотношения, взаимодействие поколений оказывают фундаментальные факторы, в том числе планетарные: социокультурные, этнонациональные, социально-классовые, социально-психологические и т.п.

Но, в конечном счете, диалог поколений восходит (именно восходит) к личности и межличностным отношениям. Это и есть фундаментальный уровень общественной гармонии, одной из форм которой выступает взаимодействие поколений.

И уже на этом уровне четко выступают острые грани, противоречия системы отношений: у каждого поколения «своя правда», свои смысложизненные основы, ценностные ориентации, поведенческие нормы, «технологии общения». Как гармонизировать их, какие принципы сформулировать и реализовать для оптимизации «диалога»?

Главными же представляются следующие.

Оптимально-позитивными, эффективно-креативными, т.е. творческими, могут быть лишь отношения равноправные, партнерские, научно называемые субъект-субъектными.

Другой тип отношений — субъект-объектный. Это отношения поучающего и поучаемого, носителя истины и долженствующего ее усваивать. Ни о каком подлинном диалоге поколений при такой модели взаимодействия не может быть и речи.

Кому не знакомы выражающие ее стереотипы: «не та молодежь пошла», «мы были носителями высших идеалов и ценностей, а у этих главное — деньги, наслаждение, порнуха»? Или: «вы, предки, как динозавры, не понимаете нас, называете то, чем давно не живет цивилизованный мир» и т.д. и т.п.?

Думаю, ясно: речь не о механической идентичности взаимодействующих субъектов, а о гармоничном, взаимоуважительном и доброжелательном сочетании «двух правд».

Бесценен жизненный опыт, интеллектуальный и нравственный багаж старшего поколения, безмерно уважение к нему — это аксиома.

Но, несомненно, и то, что будущее общества, его молодое поколение — исторический субъект не менее значимый. Повторюсь: иной подход, сведение диалога к субъект-объектной модели ничего, кроме взаимного непонимания, раздражения, осуждения, в итоге дать не может.

Во взаимодействии поколений бал должна править Истина.

На протяжении тысячелетий человечество пришло к тому, что его высшие устремления и ценности выражает триада: Истина, Добро, Красота. Это есть категорический императив, высший интеллектуально-рационалистический и духовно-нравственный закон жизнедеятельности человечества.

Ключевое понятие триады — Истина, без которой не существуют Добро и Красота.

В переводе на язык нашей темы это значит: строя свои взаимоотношения, сосуществующие поколения должны быть максимально искренними друг с другом. В большом и малом, каждодневно и в любой сфере.

К числу главных принципов диалога поколений нужно отнести стремление и умение видеть друг в друге, прежде всего, положительные, светлые, добрые черты и качества. К сожалению, очень часто срабатывает другое: «Грехи людей мы чертим на скрижалях, их доблести мы впишем на воде». Как это ни прискорбно, во взаимоотношениях поколений тоже проявляется одна из наиболее негативных черт нашего менталитета — неустанный поиск «врага». Трудности, невзгоды, потрясения мы сплошь и рядом списываем на чей-то злой умысел, враждебные происки.

А ведь культура диалога поколений включает непременно и самокритичность, способность спросить себя: «А судьи кто?»

Полезно помнить, что молодые, полные сил и энергии, устремленные в будущее, максималисты, впитывающие как губка и хорошее, и плохое, непременно станут, увы, пожилыми, одолеваемыми хворями, брюзгливыми.

А пожилым полезно не забывать о временах, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...». И тогда в их взаимоотношениях уютнее будут чувствовать себя Добро, Красота, Истина.