Функции корпоративного регулирования
Функции корпоративного регулирования можно определить как виды управленческой деятельности органов управления корпорацией необходимые и достаточные для достижения корпоративных целей. Их можно разделить на два вида: общесистемные и специальные. Общесистемные функции реализуются корпорацией как целостной системой, а специальные нацелены на конкретные области деятельности – производство, маркетинг, финансы, инновации и т.д.
К общесистемным функциям можно отнести:
· стратегическое корпоративное управление,
· управление организационным развитием корпорации,
· управление информационным развитием,
· управление корпоративной собственностью.
Специальные функции связаны с оперативной деятельностью корпорации и делятся на:
· управление производством,
· управление финансами,
· управление маркетингом,
· управление инновациями,
· управление персоналом.
Общесистемные функции корпоративного управления требуют дополнительной характеристики.
Стратегическое корпоративное регулирование включает разработку миссии организации, установление корпоративных целей, разработку стратегий развития корпорации.
Функция управления организационным развитием корпорации. В рамках данной функции осуществляется организационное проектирование корпорации, обеспечивающее ее гармоничное развитие[26].
Функция управления информационным развитием корпорации, обеспечивает создание и развитие информационной системы, основывающейся на новейших компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Управление корпоративной собственностью включает: анализ угроз внешней среды (угрозы враждебного поглощения, перехода контроля к кредиторам, банкротство), контроль финансового рынка и т. д.
Качественное выполнение корпоративных функций на общесистемном уровне – необходимое условие для достижения корпорацией своих стратегических целей, и решения корпоративных конфликтов.
Корпоративное управление:
· повышает инвестиционную привлекательность
· помогает привлечь долгосрочных инвесторов
· позволяет снизить стоимость кредитования
· увеличивает рыночную стоимость компании
Бизнес в России постепенно начинает приходить к пониманию того,
насколько выгодно инвестировать системное корпоративное регулирование. Но, нужно
честно признаться, что пока еще уровень корпоративного регулирования в России достаточно
низок. К мировым стандартам приближаются лишь десятка два крупнейших компаний. Ни
для кого не секрет, что этому препятствует непредсказуемость административной системы,
отставание законодательной базы, пробуксовывание судебной системы. Следствием этого
стала информационная закрытость компаний, непрозрачность структур собственности.
К этому добавляется еще традиционный для России высокий уровень злоупотреблений
со стороны собственников, мажоритарных акционеров и отсутствие внутреннего контроля.
Как следствие, бизнес вынужден приспосабливаться к
существованию в пространстве повышенных рисков, слабой защищенности, низкой политико-административной
транспарентности и постоянно меняющихся условий.
Неудивительно, что в этой ситуации многие компании вынуждены рассматривать высокий уровень прозрачности как продуцирующий повышенные риски.
И все же мы живем в эпоху глобальной реформы корпоративного регулирования. И реформа эта – не самоцель, а неизбежное следствие изменений в обществе. Но для ее интенсификации необходимы совместные усилия бизнеса, государства и независимых общественных институтов. Реформа практически будет стоять на месте без реальной борьбы с преступностью, коррупцией и с так называемым «рынком правосудия».
Высокий уровень корпоративного регулирования способен создать благоприятный имидж не только для бизнеса, но и для всего государства. В этом смысле подобные технологии – это стратегический ресурс, который уже приносит индустриальным корпорациям большие доходы. Эта сфера стала основным сегментом конкурентной борьбы в Европе и США. Системное регулирования напрямую повышает результативность работы компании и одновременно оказывается механизмом, продуцирующим инвестиционное доверие. Как однажды заметил Роджер Маннингс, гендиректор российского представительства КПМГ: «Если этого доверия нет, то экономика не может быть эффективной». Именно системное и прозрачное корпоративное регулирование способно возродить веру инвесторов в будущее России.
Тем не менее уже сегодня многие стратегические инвесторы, такие, например, как Европейский банк реконструкции и развития, работают в России. Несмотря на все сложности, Россия уже сменила свой восточный имидж на индустриальные рейтинги. Присутствие в России таких аудиторских и рейтинговых компаний как КПМГ или Standard&Poor`s – тоже залог будущего успеха[27].
Уже сегодня советы директоров крупных акционерных обществ на глазах превращаются из формальной структуры в центральный орган управления компаниями. Но по-прежнему существуют сотни крупных акционерных обществ, где «корпоративное регулирование» – это лишь обязательный ритуал, навязываемый извне.
Как известно, поглощения компаний в России часто носят недружественный характер. Правовые механизмы, препятствующие этому, прописаны лишь частично. Бизнес продолжает работать под ударами гринмейла (корпоративного шантажа) и силовых захватов. Отсутствуют реальные механизмы возврата собственности в ситуациях уничтожения и подделки реестров. Все это умножается на возможность приобретения поддержки различных силовых структур и нужных решений суда, что стало едва ли не рыночным механизмом[28].
В направлении улучшения ситуации определенная работа делается Комитетом по собственности ГД РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством экономического развития и торговли, и некоторыми другими институциями. Однако общая концепция развития корпоративного регулирования пока отсутствует.
Стратегическая работа по внедрению в России принципов корпоративного регулирования делается Национальным советом по корпоративному регулированию.
До тех пор, пока системное регулирование не станет для всех крупных компаний необходимым условием существования, глобальных изменений не будет. Компании, которые далеко продвинулись в развитии корпоративного регулирования, такие как, например, «Норильский Никель», АФК «Система», «Вимм-Билль-Данн», «Ренова», будут и впредь наиболее успешными. Но пока такие компании – это скорее приятные исключения из общего правила.
Бизнес хочет высоких доходов, чиновник – расширения полномочий. Только действовать они должны совместно на благо общества, а не противостоять друг другу, вступая в некорректную с правовой точки зрения борьбу за выживание. Институции корпоративного управления и есть та сила, которая способна объединить бизнес и власть. Доказательство тому – опыт наиболее успешных западных корпораций с независимым менеджментом.
Интерес бизнеса к правовому регулированию корпоративного управления и использованию его норм, прежде всего, характерен для секторов, обладающих благоприятными условиями развития и рыночным менеджментом, а также для более крупных компаний и предприятий, расположенных в «рыночных» регионах. Стимулом к спросу на правовые институты и стандарты хорошего корпоративного управления является активная деятельность ОАО по корпоративному строительству или стремление выйти на фондовые рынки.