Подготовка собак по поиску наркотических средств

Подготовка собак для выполнения приема «Поиск наркотических средств» строится на базе двух преобладающих реакций животных:

-игровой, где используется заинтересованность животного в игре с предметами и вещами;

- пищевой, где используется желание животного найти лакомство.

Условием для отработки данного навыка является общее послушание животного и спокойное отношение к городским условиям, а именно:

-  безразличное отношение к посторонним людям и животным;

-  безразличное отношение к посторонним звуковым и запаховым раздражителям во время занятий с дрессировщиком;

-  безбоязненный заход в любые помещения (квартиры, подвалы, чердаки, автомобильные боксы, вокзалы, камеры хранения, зрительные залы);

-безбоязненный заход в транспортные средства (автобусы, грузовые и легковые автомобили, самолеты, катера, вагоны и т.п.);

-  отработанные общедисциплинарные навыки и навык обнюхивания предметов.

Подготовка собак по поиску наркотических средств на базе игровой реакции

К дрессировке собаки по поиску наркотиков при помощи игровой реакции (апортирования), необходимо приступать тогда, когда кинолог убедится, что пес имеет для этого хорошие данные. Другими словами, собака должна быть «апортировщицей» т.е. животным, заинтересованным в игре с предметами.

Перед занятиями дрессировщику следует подготовить ряд разнообразных контейнеров для работы. В качестве контейнеров можно использовать жестяные банки, резиновые трубки, пластмассовые пузырьки, деревянные пеналы, узкие мешочки из толстой ткани и т.д. В стенках контейнеров высверливаются небольшие отверстия для выхода запаховых частиц.

Первоначально для дрессировки в качестве апортировочных предметов используются контейнеры, приятные животному для захватывания пастью. Это могут быть матерчатые и деревянные контейнеры, возможно использование предметов из мягкой пластмассы, резины, кожи.

Для заполнения контейнера дрессировщик подбирает лоскуты ткани, вываривает их, убирая посторонние запахи, и натирает наркотиком, на запах которого будет подготавливаться собака.

Следует сказать, что наркотические средства растительного происхождения имеют достаточно выраженный запах, ощутимый и человеком. Что касается синтетических и полусинтетических наркотиков, то их запах намного слабее и обоняние человека их не улавливает. Перевод на поиск синтетических наркотических средств осуществляется после выработки устойчивых условных рефлексов поиска наркотиков растительного происхождения.

Возвращаясь к методу подготовки животного на поиск наркотиков, надо уточнить способ приготовления контейнеров с запахом наркотического вещества для работы с собакой.

Одно из главных правил - необходимо избегать прямого контакта наркотиков с пастью собаки.

У общественности бытует мнение, что служебных собак, работающих по поиску наркотических средств, специально подкармливают наркотиками, делая из них «наркоманов». Такое животное, испытывая тягу к наркотикам, будет очень интенсивно их искать. Да, в некоторых странах проводились такие эксперименты, но они не оправдали себя, поскольку у животных-«наркоманов» резко ухудшается здоровье, что заметно сказывается на их работоспособности, а через 1,5-2 года собака гибнет.

Итак, куски ткани, которые будут заложены в контейнер, обсыпают наркотическим средством и втирают его в ткань. Если наркотик - не порошок, а твердая субстанция (например, опий), им натирают ткань. Затем насыщенные тканевые лоскуты тщательно вытряхиваются и выбиваются, но на них остается достаточная концентрация запаха для обнаружения собакой. Эта материя используется в подготовке рабочего контейнера. Например, кусок толстой трубки из плотной резины с мелкими отверстиями в стенках, набивают пропитанной запахом тканью, закрывают с двух сторон чистой ветошью или деревянными пробками и дают собаке ознакомиться.

После тщательного обнюхивания собаку начинают возбуждать этим предметом, в процессе игры позволяя хватать данный контейнер из рук дрессировщика. Так производится ознакомление собаки с наркотическим запахом и «привязывание» ее к этому запаху, т.е. вызывается интерес к поиску и обнаружению наркотика.

Дрессировщик всячески «подогревает» интерес животного к игре с различными контейнерами, удобными для захвата пастью. Контейнеры используются только чистыми от собачьей слюны. После занятий каждый контейнер, освобожденный от лоскутов с наркотическим запахом, вымывается, просушивается и вновь подготавливается к следующему занятию. Чтобы избежать привыкания собаки к поиску контейнера, имеющего вместе с наркотическим запахом собственный запах и запах дрессировщика, кинолог использует для захвата предмета пинцет или резиновые перчатки, а контейнеры постоянно заменяют на новые.

Схема занятий следующая. Дрессировщик возбуждает собаку предметом и забрасывает его на виду у животного в густую траву или место, где контейнер малозаметен. На секунду собаку отворачивают и помощник быстро перебрасывает контейнер в другую точку. Собака тут же направляется на поиск командой «Ищи!» и жестом правой руки вперед. Благодаря заинтересованности в апортировании и хорошему обонянию, животное быстро находит контейнер и поощряется голосом и игрой. Кинолог делает 5-6 повторений подряд, при этом каждый раз желательно использовать новый контейнер. После этого собаке предоставляется отдых не менее 10 минут и переключение на другой вид деятельности. Основное правило в подготовке заключается в том, что собака должна получить удовольствие от занятия. Недопустимо кричать на животное. Принуждать, а тем более использовать сильные механические раздражители.

Следующий подход к поиску наркотиков можно осуществить через час, если позволяет время занятий. На этот раз дрессировщик после предварительного возбуждения сам заносит и прячет предмет, оставляя пса на привязи. Чтобы собака не запомнила место закладки, кинолог в нескольких местах пригибается и имитирует запрятывание, после чего возвращается к животному и пускает его на поиск. Пять-шесть повторений с разными предметами укрепляют первоначальный навык собаки искать контейнер.

В течение дня можно произвести еще 1-2 подхода из 5-6 пусков, при условии проявления собакой желания работать.

Как уже упоминалось, собака должен уметь производить поиск и обнаруживать наркотики не только на местности, но и в помещениях, среди багажа, в автотранспорте, поездах, самолетах и т.п.

Поэтому следующий поиск необходимо произвести в помещении, либо на транспорте. Схема проведения занятия такая же, как и раньше. Дрессировщик на виду у животного заносит предмет и прячет его в доступных для обнаружения собакой местах, например, открытый ящик

стола, тумбочку, шкаф, под кровать и т.д. По пути он делает имитации запрятывания и в других местах, чтобы собака визуально не определил место нахождения контейнера. В случае, когда животное переключается на обнюхивание посторонних предметов, кинолог активизирует его командой «Ищи» и делает вид, что тоже ищет, жестами наводя собаку на спрятанный контейнер. Далее следует поощрение и игра с собакой предметом. Кинолог должен учитывать, что животное может отвлекаться от поиска в незнакомом помещении, поэтому перед закладками лучше заранее познакомить собаку с этим помещением. Однако, в конце обучения собаке нужно уметь работать в любом месте без предварительного ознакомления.

В течение дня в помещении желательно сделать 2-3 подхода по 5-6 повторений поисков различных контейнеров. Еще лучше, если каждый подход будет произведен в новом месте.

Очередным этапом подготовки идет обыск автотранспорта снаружи, а затем и внутри.

Техника этого приема, по сути, не отличается от поиска в помещении. Дрессировщик с собакой находится перед машиной на расстоянии 6-8 м. Производится предварительное обнюхивание и возбуждение собаки на контейнер, который потом заносится дрессировщиком на виду у собаки и прячется под машиной в какой-либо нише. Тут же с места дрессировщик подает команду «Ищи» и направляет собаку на поиск, имитируя и личное участие в поиске. Как правило, крупный контейнер животное быстро находит, тем более, что здесь же рядом «ищет» и хозяин. Следует поощрение, игра, дача лакомства. Пять-шесть повторений закрепляют первоначальный условный рефлекс поиска. А во втором подходе можно открыть дверь салона и на виду у животного забросить контейнер внутрь, а потом послать туда собаку с командой «Апорт!» и дополнительной «Ищи!». Несколько забросок, а следом и занос контейнера в кабину приучает собаку обыскивать машину не только снаружи, но и изнутри.

Салоны автобусов, поездов, теплоходов, самолетов и т.д. могут рассматриваться в качестве комнат, поскольку все они имеют внутри признаки помещений с небольшими вариациями, меняется только обстановка, размеры и окружающие запахи. Специфика обыска салонов транспортных средств та же, что и при обыске помещений.

Еще один пункт в подготовке по поиску наркотических веществ - обыск багажа. Дрессировщик с помощью помощников выставляет 6-8 чистых сумок в открытом виде. Сначала сумки стоят вразброс на расстоянии одного метра друг от друга. Дрессировщик с собакой, находящейся на расстоянии 6-8 метров от сумок, дает обнюхать контейнер. Затем заинтересовывает животное и, оставив его на месте, заносит предмет в одну из сумок, имитируя закладку в каждую сумку. Подается команда «Ищи!» и собака жестом посылается на поиск контейнера. Когда он его находит, следует поощрение, игра и дача лакомства.

Следующий посыл собаки производится забросом вещи с задержкой в 10-15 секунд перед пуском, в течение которых животное отворачивается или ему прикрывают ладонью глаза, а помощник переставляет сумку на другое место. Собака так же, как и раньше отправляется на поиск и после обнаружения поощряется игрой и лакомством.

Далее сумки расставляются в один ряд с интервалом в 1 м. Забросы предмета и пуски животного производятся аналогично прежним, но дрессировщик посылает пса на поводке, чтобы соблюсти последовательность обнюхивания сумок. Стремясь выработать у собаки упорядоченный поиск по ряду сумок, желательно проработать на поводке 8-10 занятий, после чего можно переходить к свободному поиску без поводка.

Последний вид поиска наркотиков - обнаружение наркотических средств у человека или в его ручной клади.

Для отработки этого поиска необходим помощник, одетый в куртку и брюки из плотной ткани. Данная экипировка желательна для того, чтобы собака, забирая контейнер у человека, не поранила его. Кроме того, в подобной одежде удобно прятать предмет под курткой и на сгибах штанов под коленями. Отработка поиска на человеке не сложна, но требует осторожности во избежание покусов. Обязательно надо пресекать любую агрессию животного к человеку. Для этого необходимо приучить пса к игре апортировочным предметом с помощниками. Кинолог на натянутом поводке осторожно подводит животное к помощнику, и тот на вытянутых руках предлагает собаке апортировку, держа ее за края. И кинолог, и помощник подают команды «Апорт» и «Хорошо», проявляя к собаке дружелюбие и стимулируя ее игровой рефлекс. По окончании игры помощник предлагает собаке лакомство и оглаживает ее. Таким образом, помощник в глазах животного приобретает образ друга и компаньона по игре. Холеричных собак нельзя сильно возбуждать, так как они торопятся схватить вещь и могут укусить или поцарапать когтями помощника.

После того, как собака стала играть апортировочным предметом с помощником, начинается новый этап подготовки. Теперь дрессировщик дает обнюхать контейнер и, оставляя пса на месте, относит предмет на виду у собаки к помощнику, стоящему в 6-8 метрах. Этот предмет помощник прячет в карман брюк так, чтобы край контейнера частично оставался снаружи. Затем подается команда «Ищи» и жест в сторону помощника. Собака, подбежав к помощнику, начинает вести беспорядочный поиск, и задача кинолога - навести ее жестами на контейнер. Животное должно стараться завладеть предметом, а помощник - придерживать контейнер, не давая ей сразу сделать это. Затем предмет перехватывает дрессировщик и играет с собакой данным контейнером.

При следующем пуске закладка производится в другой карман. Потом контейнер удерживается между колен, затем между щиколоток или стоп. Так собака приучается к обнюхиванию помощника с разных сторон.

В следующий подход кинолог усаживает помощника на корточки или низкую скамейку, при этом используется контейнер меньшего размера. Он Прячется подмышками, за воротником, зажимается локтевыми или коленными суставами. Схема работы остается прежней.

Итак, мы рассмотрели первый этап подготовки служебной собаки на поиск наркотических веществ. На местности, в помещениях, транспорте и у человека принципы поиска остаются неизменными - собака ищет контейнеры различных размеров, форм и материалов с одинаковым запахом наркотиков. Найдя искомый предмет, животное получает в награду игру с ним.

Новая ступень в подготовке по поиску наркотических средств - выработка у собаки сигнального обозначения при обнаружении объекта. Сигнальным обозначением при данном виде дрессировки собаки может служить царапанье когтями, лай.

Чтобы вызвать сигнальное обозначение у собаки, прежде надо сделать невозможным для собаки захват контейнера. К примеру, на местности кинолог или помощник прячет искомый предмет в расщелину, откуда животное не может его извлечь. Пытаясь достать апортировку, собака сильно возбуждается, и тут дрессировщик подает команду «Голос». Собака проявляет свое нетерпение лаем. Часто возбудимые животные пытаются дотянуться лапой, царапая прилегающие к предмету камни, траву, грунт. Дрессировщик поощряет действие командой «Хорошо» и дополнительной командой «Копай» или «Царапай». Когда выбран один из способов обозначения, в дальнейшем при обнаружении источника запаха наркотического средства необходимо требовать от собаки только это обозначение. Многократные повторения данных упражнений позволяет выработать у собаки устойчивый условный рефлекс - при обнаружении объекта обозначать его тем или иным сигнальным действием.

Когда дрессировщик готовит животное к обыску багажа, то сумки или чемоданы должны быть неплотно закрыты, чтобы оставалась щель для проникновения запаха из сумки. Кинолог приучает собаку обозначать действием искомый контейнер в багаже.

То же самое касается автотранспорта, снаружи и внутри, где дрессировщик прячет контейнеры во всевозможные ниши и щели.

Работа собаки по мере закрепления навыка усложняется. При обыске помещений делается уже не одна, а две-три закладки, причем на разной высоте и в различных местах. Например, между половицами, в обуви, стоящей у двери, в одежде, висящей на стуле, за ковром на стене. Контейнеры уменьшаются до размеров пакетика с одноразовой дозой наркотика, так называемого «чека».

Всегда следует помнить, что после закладки контейнера должно пройти некоторое время, хотя бы минут 15-20, чтобы объем воздуха вокруг получил необходимую концентрацию запаха НС.

При обыске багажа сумки и чемоданы бывают плотно закрыты, почти герметично, и запах наркотика почти не выделяется. Задача кинолога - надавить на боковую поверхность сумки или чемодана, чтобы воздух с запахом вышел через щели наружу. Тогда животному легко обнаружить нужный запах. В случае необходимости для обследования больших объемов грузов можно применять длинные и тонкие спицы. Такая спица протыкает материю, картон, фольгу, нарушает целостность упаковок и позволяет запаху выходить наружу.

Во время тренировок кинолог не должен близко подходить к месту, где находится закладка, так как собака подмечает малейшие изменения в поведении человека возле искомого места. У нее может быстро выработаться нежелательная связь подавать сигнальное обозначение при определенном поведении дрессировщика. Одним из главных правил является условие - каждый пуск должен давать положительный результат - обнаружение закладки. Если животное самостоятельно не отыскивает контейнер, кинолог должен помочь ему - направить поводком или жестом к контейнеру, а после обнаружения закладки обязательно поиграть с собакой предметом.

При выработке у собаки стойкого условного рефлекса поиска источника запаха наркотического средства, кинолог должен переходить к отработке «слепых» пусков, то есть закладки производит помощник, а дрессировщик не знает, где они спрятаны.

Использование «слепых» поисков помогает переводить пару «дрессировщик-собака» к работе в реальных условиях службы, а также развивает у дрессировщика наблюдательность, умение ориентироваться в поиске по поведению собаки.

Следует напомнить, что после выработки условных рефлексов по поиску наркотических средств в помещениях, транспорте и у человека дрессировку животного нужно проводить а самых разнообразных условиях и в различное время суток. Это позволит получить полностью подготовленную собаку.

Подготовка собак поиску наркотических средств на базе пищевой реакции

Если собака проявляет явную пищевую реакцию, не имеет выраженной заинтересованности к апортированию предметов, то для ее подготовки по поиску наркотических средств целесообразно использовать вкусопоощрительный способ дрессировки.

Главной мотивацией для поиска объектов здесь является чувство голода и желание собаки съесть лакомство.

К отработке приема следует приступать после отработки приемов общего послушания и выработки спокойного отношения к городским условиям (большое количество людей, шумы, транспорт, пребывание в помещениях).

Суть метода сводится к тому, что запах пищи сочетается с запахом наркотиков. В результате дрессировки у животных вырабатывается условный рефлекс - вслед за обнаружением наркотического средства следует получение пищи от дрессировщика. Главное условие для отработки приема - голодное состояние животного перед дрессировкой.

Как и при дрессировке на базе апортирования, кинолог должен подготовить разнообразные контейнеры с мелкими отверстиями в стенках для выхода запаховых частиц в окружающую среду. Точно также натираются наркотиками чистые лоскуты ткани и вытряхиваются во избежание попаданий наркотика в ротовую полость животного. Этими лоскутами ткани набивают контейнеры. В контейнер помещается кусочек лакомства и подается собаке для обнюхивания. Собака улавливает запах пищи, смешанный с запахом наркотического средства. Последний запах ее не интересует, но постоянная взаимосвязь с наркотиками делает его для животного сигналом о пище.

После обнюхивания контейнер забрасывается на виду у собаки. Пес посылается в направлении контейнера по команде «Ищи!» и жесту вытянутой рукой. Собака, подбежав к контейнеру, пытается достать лакомство, начинает царапать когтями и старается схватить пастью весь предмет. Задача кинолога - поощрить собаку, развить сигнальное обозначение либо царапаньем, либо подачей голоса. Дрессировщик стимулирует пса командами и поощряет его голосом за правильно выполненное действие. Затем достает из контейнера лакомство и подает собаке, позволяя съесть. После многократно повторения этих действий у животного вырабатывается стереотип обозначать лаем или царапаньем запах лакомства, смешанный с запахом наркотического средства. Правильно обозначенный предмет всегда поощряется не только кусочком лакомства из контейнера, но и дополнительным лакомством с руки.

В процессе работы кусочки лакомства уменьшаются. Если в начале занятий они имели размер с половину грецкого ореха, то потом они делятся пополам, а затем и вообще не вкладываются в контейнер. Остается только все уменьшающийся по интенсивности пищевой запах и постоянный сильный запах наркотического средства. Кинолог за правильное обозначение контейнера дает лакомство с ладони от контейнера.

В дальнейшей работе запах лакомства убирается из контейнера полностью; собака должна реагировать только на чистый запах наркотика. Контейнеры видоизменяются и уменьшаются в размерах. Их запрятывание производится в багаже, в помещении, в автотранспорте и у человека по схеме, указанной в предыдущем методе дрессировке. По мере совершенствования навыка собаки в поиске источника запаха наркотического средства длительность непрерывного поиска следует доводить до 15 минут. Собак приучают работать в разное время суток и в различных погодных условиях, добиваясь безотказной работы.

Для правильной работы животного дрессировщик не должен сам делать закладки, так как это может переключить поиск собаки с запаха наркотического средства на запах хозяина. Для запрятывания обычно используются помощники либо дрессировщик использует пинцет или резиновые перчатки.

Следует помнить, что каждый пуск на поиск наркотиков для собаки должен заканчиваться обнаружением нужных объектов. Если поиск «слепой» (т.е. местоположение закладки неизвестно дрессировщику), и животное не может самостоятельно обнаружить объект, то дрессировщик при признаках усталости собаки незаметно подбрасывает контейнер с наркотическим средством или по подсказке помощника наводит животное на закладку. Это делается для того, чтобы собака не потеряла заинтересованности в работе. После обнаружения и обозначения объекта, собака поощряется лакомством и выгуливается. Таким образом, животное приучается вести длительный поиск.

Использования кликер-тренинга при дрессировке собак

Методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обучения пока мало известен в России среди практиков – дрессировщиков собак.

Кликер-тренинг отличается от преобладающих вариантов контрастного метода обучения. Главные отличия:

1)        Отсутствие наказания. Обучаемая собака не выполняет поведение от страха, чтобы избежать наказания, она «работает» только, чтобы заслужить подкрепление. Даже при обучении животных никогда не применяется сила (поводок – только, чтобы животное не убежало).

2)        Развитие творчества обучаемой собаки. К минимуму сведены подсказки. Обучаемая собака предлагает варианты поведения, заранее не зная, что от него требуется. Нужные варианты подкрепляются.

При кликер-тренировке используется методика положительного подкрепления.

Теория кликер-тренинга основана на трёх источниках: положительное подкрепление, оперантный метод научения и сигнал. Оперантным он назван от слова «oперант», что означает «действие».

Положительное подкрепление – это то, к чему собака стремится, вероятность чего она старается повысить своим поведением. Особенность метода положительного подкрепления в том, что правильное поведение поощряется, а неправильное игнорируется.

Главные особенности оперантного метода научения:

- это обучение новому поведению без стартового стимула,

- разучивание поведения не целиком, а последовательными фрагментами

- реакция дрессировщика идёт за действиями обучаемой собаки.

И, наконец, третий источник кликер–тренинга – это сигнал.

Выбирая сигнал, нужно прежде всего думать о выборе значения сигнала и о выборе звука сигнала.

Поговорим сначала о выборе значения сигнала. Основных значений сигнала всего два: сигнал = «молодец, продолжай дальше» и сигнал = «молодец, можешь закончить». При работе с кликером нам безусловно подходит вариант сигнал = «молодец, можешь закончить», потому что сочетание условного подкрепления с безусловным подкреплением должно быть постоянным и без отсрочки по времени, иначе ослабевает значение сигнала условного положительного подкрепления.

Далее о выборе звука сигнала. Мы выбрали сигнал кликера, потому что он по нескольким параметрам лучше других источников сигнала. Вот главные из достоинств кликера:

1)        Сигнал кликера не может быть услышан собакой в обычной жизни.

2)        Сигнал кликера звучит всегда одинаково, в отличии от других источников сигнала, которые трудно повторить дважды одинаково.

3)        Кликер очень удобен в применении (маленький, дешёвый).

4)        В шуме обучаемый может не услышать другой условный раздражитель, в то время как сигнал кликера хорошо различим среди посторонних звуков, к тому же он отлично воспринимается обучаемым на расстоянии.

5)        Кликер очень быстро издает звук.

Главными «конкурентами» кликера являются: пищащая игрушка, свисток и голосовой сигнал, но все же кликер превосходит их в скорости воспроизведения звука. Свисток и голосовой сигнал – наиболее распространенные и удобные «конкуренты» кликера. Но у них имеются следующие недостатки: медленная скорость произведения звука, звуковой сигнал подается неодинаково.

При дрессировке собаки некоторые дрессировщики иногда одинаково обуславливают два разных сигнала в качестве сигналов условного положительного подкрепления: сигнал кликера и вербальный (словесный, голосовой). Это может пригодиться на случай, если будут заняты обе руки дрессировщика.

Дрессировка собаки с помощью кликер-тренинга.

Обуславливание сигнала.

Это подкрепление условного раздражителя безусловным, например, пищей. При такой работе образуется классический условный рефлекс «по Павлову», т.е. безусловное подкрепление дается после условного сигнала вне зависимости от действий обучаемого. Длится два-три дня, в качестве безусловного подкрепления применяется чаще всего пища, причем основной рацион собаки, а не дополнительная подкормка.

Повышение критериев уровня дрессировки идет по двум направлениям:

1)        Поведение разучивается по последовательным фрагментам.

2)        Повышение критериев по качеству исполнения (темп, четкость выполнения).

Окончание повышения критериев можно начинать только тогда, когда все фрагменты поведения собраны в единую картину и поведение по качеству в основном удовлетворяет требованиям дрессировщика.

Взятие поведения под стимульный контроль может происходить только после окончания повышения критериев по складыванию поведения из фрагментов. Дело в том, что каждый фрагмент является для обучаемой собаки отдельным независимым поведением. Выполнение каждого из них (фрагмента или суммы фрагментов) по одному и тому же стимулу является тяжелейшей нагрузкой на нервную систему собаки.

Взятие поведения под стимульный контроль.

Другими словами, это привязка поведения собаки к команде. Когда дрессировщик решил взять поведение собаки под стимульный контроль, он перестает подкреплять это поведение без команды. А поведение, предложенное после команды, подкрепляется.

Крайне важно правильно определить правильно момент времени для взятия поведения под стимульный контроль. Нужный момент для взятия поведения под стимульный контроль определяется по двум параметрам. Во-первых, собака начинает часто и регулярно предлагать данное поведение. Во-вторых, должно быть закончено последовательное формирование поведения собаки из фрагментов.

Поведение, взятое под стимульный контроль, можно включать в репертуар. Репертуар - это комплекс поведений собаки, взятых под стимульный контроль. Поведение собаки, не взятое под стимульный контроль, отрабатывается отдельно.

Вариабельный режим подкрепления это – когда правильное поведение собаки подкрепляется не каждый раз. Вариабельный режим подкрепления нельзя применять в ситуациях, когда собака делает выбор между несколькими несовместимыми поведениями (например, выборка вещи по запаху).

Обучение новому поведению происходит сначала без отвлечений. Потом вводят все больше и больше отвлечений и усложнений, стабилизируют выполнение навыка в их присутствии. Насколько сложны отвлечения зависит от цели обучения данному навыку. Если отвлечение по силе воздействия сравнимо с подкреплением, то нежелательное поведение самоподкрепляется и корректировать такое поведение кликером затруднительно, если вообще возможно.

Совершенствование навыка это повышение критериев по качеству, которое может происходить всю жизнь. Для навыков, не предполагающих выбор между несовместимыми поведениями, обычно сочетается с вариабельным режимом подкрепления. Кликер применяется эпизодически, только для того, чтобы поведения не угасало, но в данном случае каждое применение кликера сопровождается усиленной порцией безусловного подкрепления.