Функциональный анализ православного кино
Итак, в нашей работе, мы предполагаем возможным, рассматривать социальный институт православного кино, целью которого будет являться трансляция образов, посредством которых будут воскрешаться, внедряться заново утерянные ранее общественные ценности. Для достижения этой цели необходимо осуществление конкретных функций. Социальные функции кинематографа осуществляются относительно множества конкретных объектов. При взаимодействии свойств фильма с характеристиками воздействуемого объекта кино обретает определенность своего социального назначения. Последствия функционирования кино определяются видоизменением характеристик этого объекта. То есть, если до просмотра кинопродукта большинство зрителей находились в состоянии эмоционального покоя, а после настроение киноаудитории изменилось, под влиянием фильма, во время просмотра которого большинством испытывалось эстетическое, духовное наслаждения, то можно говорить о том, что кино выполнило свою художественно – эстетическую функцию. Главными объектами создается системообразная цепь, начальном звеном которой будет человек, а его социальная роль в таком случае – кинозритель. Вероятно, что функции православного кино, будут схожи с функциями кинематографа в общественной жизни.
Православное кино, так же как и другое, может создавать и распространять социальную национальную картину мира. Тогда кино будет выступать средствами трансляции социального опыта, познания культуры и истории общества, что, безусловно, является важными факторами для адекватного развития личности. С помощью этой функции возможно приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям.
При просмотре фильма, погружаясь в него, человек склонен к сравнению себя, своего образа жизни, места и др. с героями и их жизнедеятельностью; всегда испытывает симпатии или антипатии к персонажам, нередко под влиянием их видения их режиссером, заложенном в фильме. Таким образом, после просмотра православного фильма, возможно формирование интереса у индивида к подобному кино, что, в свою очередь, повлечет за собой его многократные просмотры, а не разовые. С их помощью, возрастает эффективность функции православного кино - отображения социальной национальной картины мира.
Многие специалисты в области киноисследований, в своих работах, неоднократно говорят о высоком влиянии кино на процессы социализации, а в некоторых работах, можно встретить и идеи о воздействии кино на первичную социализацию. С помощью кино индивиды овладевают различными социальными качествами, которые помогают ему осуществлять свои потребности в рамках социума. Православное кино, как уже было сказано, обладает несколькими отличительными признакам, которые, навряд ли можно было бы назвать социальными. В том смысле, что их природу скорее можно отнести к отдельной социальной группе - православные, чем ко всему обществу в целом.
В современном постиндустриальном мире, к сожалению, многие религиозные ценности просто утопают в бездне "непристойностей", теряются в толпах, вероломно стремящихся к успеху, признанию, для достижения которого, в первую очередь, необходимо материальное благополучие. По результатам социологического опроса "Ценностные ориентации россиян и политические партии", проведенное ФОМ-ом (Фонд общественного мнения) в 2003 году, "достаток", как самая важная ценность, занимает третье место (37%). Первое и второе места практически поделили "семья" (46%) и "безопасность" (43%), что, безусловно дает надежды на воскрешение общества, в котором есть место религии, и есть возможность свободно следовать ее заповедям. Ведь сегодня, многие православные люди, особенно только пришедшие к вере, нередко задаются вопросами: "Как жить в обществе и соблюдать Закон Божий?", "Как же мне блюсти заповеди, если вокруг скорее все условия для их несоблюдения?" и.т.п.
Православное кино, в сложившейся социо-культурной ситуации, пока что не способно к выполнению функции социализации. Сейчас, в этом плане, оно скорее будет выступать в роли, полностью противоположной. Но, когда, православный кинематограф приобретет массовость, когда общественные ценности начнут двигаться навстречу религии, то в том случае, он сможет реализовывать функции социализации.
Немного ранее, мы говорили о важности становления православного кинематографа как массового киноискусства, для возможности в полной мере воплотить в жизнь его функции. Но что же необходимо учитывать производителям для достижения этой "массовости"?
При просмотре кинофильма человек не только погружен в его события, испытывает различные эмоции, но само восприятие фильма вызывает ряд ассоциаций, связывающих события в фильме с действительностью, которая окружает его. Тесная связь событий, происходящих на экране с реальной жизнью индивидов и способность кино вовлечь в свое пространство зрителя, обуславливают потенциал кинематографа к воздействию на общество. Н. М. Зоркая (российский кинокритик, киновед, историк кино) занималась вопросами о причинах успешности/провала картины. В своих исследованиях она сделала уникальный вывод: чем традиционнее "фольклорное" происхождение кинокартины, тем больше у нее шансов на массовый успех. Это говорит нам о том, что для становления кино как массового продукта, нужны не просто способность фильма вызывать эмоции, а еще необходимо отвечать на запросы зрителей (об этом в своих работах говорит и М. И. Жабский), достигать их удовлетворения.
Один из выдающихся советских психологов Л. С. Выготский в своих работах писал: "Индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде законченные уже фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное построение и одновременно служит как бы генетической лестницей, соединяющей через ряд переходных форм высшие функции личности с примитивным поведением в онто- и филогенезе". Здесь, мы понимаем, что интерес зрителя формируется на основе видимого в детстве и объясняется "генетической многоплановостью личности". В первой главе мы уже говорили о том, что просмотр кино в детстве будет оказывать влияние на первичную социализацию, формирование интересов.
Следовательно, из выше сказанного, можно сделать, что функции первичной социализации кино будут также влиять и на его массовость. А значит, развитие функции первичной социализации правослваного кинематографа могла бы помочь развитию и его массовости.
На православные фильмы, как неотъемлемую часть всего кинематографа, можно посмотреть со стороны средств массовой коммуникации (СМК), тогда они будут отображать социальные функции кинематографа: эстетическую, познавательную, развлекательную и.т.п.
Одна из таких функций - функция "просвещения" (информирования) масс. Кино может в себе заключать и передавать представление о православии вообще, его основные ценности, рассказывать об образе жизни православных и церковных людей. Действительно, ведь не всегда зрителем православного кино будет человек, исповедующий православие, он может вовсе быть атеистом. В таком случае, мы можем предположить о его неосведомленности в вопросах о православии; именно здесь кино и будет выполнять свою функцию информирования, совпадающую с увеличением или изменением объема знаний у представителей аудитории.
Православное кино в ключе СМК, может также нести в себе воспитательную функцию, отражающуюся на формировании или изменении сложившейся направленности различных типов установок. Именно эта функция способна, при нормальном развитии православного кино, потрясти общественность в сфере их ценностных установок, дав, таким образом, толчок к возможности реализации православному кинематографу функции социализации.
Воспитательная функция православного кино приобретает свою наибольшую значимость, когда зрительская аудитория будет представлена детьми. Ведь их личность еще не сформирована, сознание пластично, а воздействие на подсознание куда сильнее, чем у взрослых. Необходимо дополнить, что это, безусловно, частный случай. Тут православные фильмы будут не просто воздействовать, оказывать влияние, а буквально погружать, как в неполные коробки, православные установки: поведенческие, ценностные, культурные и.т.д. Это, в свою очередь, поможет в заботе об общественных ценностях, сохранности культурного уровня общества не только в современности: здесь и сейчас, но и повлияет на их передачу последующим поколениям.
Функция развлечения, так свойственная кинематографу, в православном кино прослеживается слабо. Если рассматривать развлечение в более широком плане: как вид деятельности, в процессе которой человек испытывает различные виды удовольствия, то, представляется возможным проанализировать данную функцию, представив ее как возможность православного кино, как и любого экранного искусства, оказывать воздействия на чувственное восприятие человека, создавая ситуации для выплеска эмоций; или как способность фильма к изменению состояния человека (физиологического – усталость, напряжение; психологического) с помощью переключения внимания, эффекта погружения.
В начале работы упоминалось о структурно-функциональном подходе Р. К. Мертона в функциональном анализе социальных институтов. Функции, описанные выше, можно скорее отнести к явным функциям социального института православного кинематографа. Какие же неявные, латентные функции выполняет институт православного кино?
Для того, что бы заявить о таких функциях, назвать их точно, необходимы эмпирические данные, которыми мы не располагаем. Но предположить их существование и попытаться хоть как-то определить, кажется возможным. Так, латентной функцией православного кинематографа, может выступать функция удовлетворения потребности индивида в признании. Ведь возможно, что некоторые зрители смотрят православные фильмы не, потому что им действительно они нравятся или по воле случая, а грубо говоря – "за компанию". Тогда их истинным мотивом посещения будет являться желание быть признанным.