Характеристика понятия жестокое обращение с ребенком

Во многих странах семейное насилие рассматривают как серьезную социальную проблему.

Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, может быть истолкован как:

1) принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;

2)принудительное воздействие на кого-либо;

3) притеснение, беззаконие.

По мнению Е. Н. Волковой, насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

И. А. Алексеева считает, что жестокое обращение с ребенком – это причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.

Для объяснения механизмов и причин насилия вообще и семейного насилия в частности в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.

В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение индивида, безработица, плохие жилищные условия и пр.).

С позиции психологического подхода насилие рассматривается как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии, либо как симптом дисфункционирования семьи. Плохое обращение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как имеющий отклонения или как «трудный» (обуза), что вызывает риск плохого обращения.

Вообще насилие часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. В момент применения насилия человек ощущает всю полноту своей власти (хотя бы «здесь и сейчас») над другим. Под самоутверждением понимают желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других. Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье – показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье). И если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с насилием) не устранить, то насилие принимает либо хронический, либо циклический характер.

Социально психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье. Например, с одной стороны, среди мужей, избивающих своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери, в 3 раза больше, чем число тех, кто воспитывался в благополучных семьях. С другой стороны, настоятельная потребность в самоутверждении в мужской роли обычно наблюдается у тех насильников, которые в детстве подавлялись матерью, находились под ее жестким контролем. Ощущение такого материнского доминирования сохраняется в сфере бессознательного и бывает настолько травматичным, что детерминирует совершение тяжких посягательств.

Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей, тогда как только один из четырехсот среди тех, кто не подвергался плохому обращению в детстве, в дальнейшем ведет себя агрессивно.

Проблема семейного насилия рассматривается также в терминах «власть» и «контроль». Унижая жертву, ущемляя ее права и свободу, обидчик получает возможность ощущать свою власть над ней, утверждать ее зависимость, контролировать ее жизнь.

В теории и практике социальной работы в настоящее время также существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. В соответствии с одним внимание акцентируется на влиянии психологических (внутреннее напряжение, стресс, хронические психические заболевания насильника) либо психосоциальных факторов (внутрисемейные взаимоотношения и семейная история).

Согласно другим подходам отмечается воздействие таких ситуативных факторов, как наркотическое или алкогольное опьянение, материальные трудности, зависимость жертвы, провокационное поведение со стороны жертвы, дестабилизирующее влияние внешней среды (возраст, безработица, профессиональные и другие проблемы насильника, его социальная изоляция) и др.

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие,

2. сексуальное насилие,

3. пренебрежение потребностями ребенка,

4. эмоциональное насилие.

В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.

Большинство теоретических объяснений причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию.

К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономических условий, уровень безработицы, бедность, наличие войн и военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию являются эффективным способом воспитания.

Отличительной особенностью российского менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Именно христианское принятие страдания, терпение являются ключевыми для характера русского народа. Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» - хорошо известная российская поговорка). Отрицание того, что жестокое с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям. Это означает, что предотвращение, вмешательство и терапевтическая помощь имеют в своем распоряжении слишком мало средств и поддержки для противостояния насилию. Это, в свою очередь, означает, что жестокое обращение с его многочисленными жертвами и правонарушителями может продолжаться еще целые поколения без разоблачения и вмешательства.

Вторая группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок. Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей.

Искажение семейных отношений породили такое распространяющееся явление, как «социальное сиротство» - утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице.

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относиться к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение и стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками.

Многие, наоборот, чувствуют вину матери, так как они не могли довериться ей без страха. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считает, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, их характером или их положением в семье. Поэтому они вынуждены постоянно все скрывать и молчать, что, в свою очередь, усугубляет последствия насилия.

Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.

10% детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергались в семьях различным видам насилия.