Характеристика современных политических процессов в России

Влияние социально-политических обстоятельств на формирующееся мировоззрение молодого человека, роль идеологии и образования как инструментов формирования мировоззрения — проблемы, требующие разностороннего осмысления. Изучение этих вопросов имеет стратегическое значение для будущего и настоящего развития российского общества. Понимание процессов, происходящих в политике, общественном сознании, идеологической сфере, сфере образования, и обоснование на этой базе подходов к формированию мировоззрения, прогнозированию тенденций мирового развития необходимо для ведения научного поиска в исследованиях молодежи, которые ведутся в рамках гуманитарных наук.[1]

В течение последних двух десятилетий российское государство и общество пережило изменений. Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса несколько основных его особенностей.

Она из особенностей политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Следующая особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны.

Следующая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога

Еще одна особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Во взаимодействии «власть - общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за последствия принимаемых решений.

То есть, можно сказать, что в настоящее время состояние российского общества может быть охарактеризовано как переходное — от кризиса и реформирования к социальной стабильности, поэтому чтобы понять, каково наше общество сегодня и каким оно будет в недалёком будущем, необходимо обратить внимание на современную молодёжь. Именно она является нашим будущим обществом, а изучение особенностей социализации молодого поколения как социальной группы, в частности выявление проблем и интересов, позволяет заглянуть в будущее.

Происходящие в российском обществе изменения и преобразования имеют двойную направленность: с одной стороны, открываются возможности для каждого человека реализовать себя в полной мере, а с другой — провоцируется всплеск негативных тенденций в развитии общества и молодёжи в частности. Эта вторая сторона является индикатором, который показывает степень дезорганизации нашего общества: наличия множества проблем (экономических, социальных и т.д.).

Говоря о роли государства и общества в становлении современной молодёжи как социальной группой, мы можем отметить формальный характер их деятельности. Существующие федеральные молодёжные организации, призванные оказывать поддержку социальному становлению молодых людей, пока маловлиятельны: они имеют слабую материально-финансовую базу и не имеют квалифицированных кадров, а самое главное, плохо знают современную молодёжь и её проблемы. Изменение структур (их ухудшение, а порой и разрушение) воспитания и развития детей и молодёжи привело к существенным проблемам в нравственном и духовном воспитании, к росту агрессии, нетерпимости, преступлений и правонарушений среди детей и молодёжи.

В ключе данных социально-политических обстоятельств формируется и мировоззрение современной молодежи. Определенная неадекватность опыта части старшего поколения и неудовлетворенность настоящим вынуждает молодежь действовать, формируя собственную иерархию ценностей. Если молодежь — актуализированное будущее всего общества, то их ценности и модели поведения должны находить отражение в государственной политике, что будет способствовать активному включению молодежи в общественную жизнь.

В начале ХХI века Федеральный реестр детских и молодежных объединений включал всего 41 организацию, пользующуюся государственной поддержкой, а всего в Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано около 100 молодежных и детских объединений. 36 из них определили в своих программах деятельности общественную направленность, 17 – профессиональную, 12 – воспитательную, 11 – социальную, 11 – общественно-политическую, 10 – благотворительную, 5 – спортивную. Однако, несмотря на такое, казалось бы, относительно большое количество молодежных организаций, по экспертным оценкам в настоящее время всего лишь 0,2-2% молодых людей охвачены молодежными объединениями, зарегистрированными органами юстиции[2]. В то же время, за пределами регламентируемой законом деятельности сформировались и действуют многочисленные молодежные группы, в том числе и криминального характера. В настоящее время часть молодежных структур самоорганизовалась и политическая власть старается их контролировать, а часть из них непосредственно создана при участии государственных и политических структур. В известном смысле для маргинализации молодежных организаций в современной России объективно были созданы практически все необходимые условия. Исследователи отмечают, что наибольшую политическую динамику в настоящее время демонстрируют как раз маргиналы, увлеченные экстремистскими установками, повышенным авторитаризмом или религиозностью, и взявшие на вооружение популистские лозунги.

Системообразующей силой, способной сплотить молодежь, в нашей стране выступает либо государство, либо крупные политические партии. Российское государство уже приняло участие в создании нескольких молодежных организаций (сначала «Идущие вместе», а затем «Наши»). Политические партии практически с момента своего создания также занимаются собственным молодежным строительством.

Политические партии и общественно-политические движения являются индикатором состояния гражданского общества, поскольку именно по их активности и влиятельности можно судить о том, что происходит в гражданском обществе, существует ли оно и насколько оно контролирует деятельность государственного аппарата. В настоящее время в нашей стране функционирует несколько партий, среди которых особо можно отметить «Единую Россию», как основного выразителя интересов правящей власти, тое есть, правоцентристскую партию. Временем создания данной партии считается 2001 год – именно тогда было принято решение о преобразовании Общероссийской общественной организации «Союз «Единство и Отечество» во Всероссийскую партию «Единство и Отечество» - Единая Россия. На Учредительном съезде Партии выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин. В 2003 году был принят Манифест Партии «Единая Россия» «Путь национального успеха». и утвердил изменения и дополнения к Уставу Партии, приняв его в новой редакции. В этом же году IV Съезд принял решение о переименовании Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - Единая Россия во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия». Это решение стало партийным нормативным актом, завершившим период идейно-политического и организационного становления Партии «Единая Россия».

Во внутренних вопросах России «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российский парламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партия станет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчас говорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольности бюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, на последних выборах «Единая Россия» набрала большинство голосов, её фракция составляет около половины Государственной Думы, что позволяет партии лоббировать свои интересы и принимать угодные ей и президенту законы практически беспрепятственно.

Таким образом, установили, что сложная политическая ситуация в современной России, неустроенность общественной жизни в данный переходный период, неуверенность в завтрашнем дне создают условия для возникновения субкультурных течений в молодежной среде. Причиной такого своеобразного протеста молодежи является недоверие как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недоверие молодежи – это ответная реакция на обман их «взрослым» миром, миром большой политики. Различные формы выражения этого протеста выливается в образование различных видов субкультур, некоторые из которых приобретают иногда радикальный агрессивный характер.