Характеристика специалиста по социальной работе

Социальная работа представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения коммуникацию.

Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Важным компонентом личности специалиста по социальной работе как профессионала следует выделить такое качество, как социальная активность, которая находит отражение в развитии как в профессиональной подготовке, так непосредственно в его деятельности. Рассмотрим это интегральное качество личности в аспекте его профессионализации в период обучения. Выделенные уровни, безусловно, могут служить практико-методическим ориентиром в формировании и развитии личности социального работника как профессионала на различных жизненно-личностных этапах профессионального пути.

Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:

1. Формирование мотивационных основ познавательной деятельности при обучении профессии на всех этапах педагогического процесса;

2. Развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Понимание, осмысление и обобщение получаемой информации; поиск дополнительной информации;

4. Развитие креативности личности будущего специалиста по социальной работе, его деловых качеств (быстрая реакция, гибкость, оригинальность, четкость, концентрированность, чувствительность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т. д.)

5. Формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;

6. Формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;

7. Ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы (описательное, аналитическое, пилотажное, глубокое, точечное, повторное, теоретическое /моделирование, прогнозирование, проектирование, эмпирическое, статистическое, динамическое и т.д.);

8. Использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях [25].

Определяющим компонентом развития личности специалиста по социальной работе как профессионала наряду с ценностными ориентациями, профессиональным сознанием и социальной активностью, безусловно, вступает ее базовая характеристика - готовность.

1. Личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности;

2. Функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности;

3. Личностно - деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции.

Для выполнения предписанных им функций специалисту по социальной работе необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на клиентов, решать профессиональные задачи, можно только обладая знаниями и опытом специалиста по социальной работе, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правилами) и репутацией (мнениями о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества специалиста по социальной работе, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет специалисту по социальной работе более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей (" трудными" подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызвать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах в жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе отличают такие личностные качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адекватности.

На личностном уровне рассматривает готовность. По мнению А. Ц. Пуни, проблема готовности является психолого-педагогической (психологической по проблеме исследования и педагогической по средствам формирования готовности). При рассмотрении структуры готовности можно выделить волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированную наблюдательность, творческое воображение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Это позволяет исследовать готовность через проявление индивидуально- личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности.

В исследовании М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича рассматривается широкий круг проблем, связанных с формированием долговременной и ситуативной готовности, причем последняя определяется как целенаправленное выражение личности, и утверждается, что она формируется в результате всестороннего развития в процессе подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Долговременная готовность, относящаяся к устойчивым личностным характеристикам, является важной предпосылкой успешной деятельности. В готовность включается: адекватные требования деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности воспитания, внимания, эмоциональных и волевых процессов.

Н. Д. Левитов представляет психологическую готовность на функциональном уровне как временную готовность и работоспособность, ее сущность видит в предстартовой активизации психических функций, а ее содержание - в ориентировке в условиях работы и создании психической готовности к ней. Выделяются факторы индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его трудовая направленность в этой области и профессиональные способности) и один педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии).

Категория "готовность" рассматривается в нашем исследовании как два взаимообусловленных, взаимосвязанных компонента: готовность к деятельности и готовность к личности к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция).

Вместе с тем определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства человека.

Основой личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста по социальной работе. В частности, ряд исследователей (Л. Д. Демина, Е. И. Холостова и др.) выделяют следующие группы качеств специалиста по социальной работе: первая – психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста – профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [21].

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: воспитанию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям – усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность)характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. В связи с этим представляется интерес квалификация качеств, данная А. К. Марковой, которые способствуют результативности деятельности в современных условиях: следование профессиональной этике; индивидуальная (социальная, экономическая) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность; гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и т.д.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника - профессионала. Это: самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация).

Важное значение для эффективного самопредъявления имеет внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения. Следует выделить самопредъявлении и такую личностную особенность специалиста по социальной работе, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменениям ситуации. Такое личностное качество специалиста по социальной работе свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность специалисту по социальной работе проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от специалиста по социальной работе.

Специалисту по социальной работе, подчеркивает Т. Д. Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.

Таким образом, к числу профессионально желательных личностных характеристик относится: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект - субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.