Цветодиагностика в социальной работе с безнадзорными детьми
Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, школах-интернатах и др. Спектр направлений реализации данной технологии весьма широк. По результатам проводимого нами исследования, в работе с безнадзорными детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, наиболее эффективна, информационно значима цветодиагностика. Это обусловлено рядом факторов:
особым социальным статусом детей данной категории;
характерологическими особенностями развития личности безнадзорного ребенка;
специфическими проблемами, связанными с общением и взаимодействием уличного ребенка со сверстниками, родителями, взрослыми людьми.
Наиболее успешно показала себя проективная методика "Цветовое зеркало" - мощный инструмент познания личности. Она позволяет составить целостное представление о характере человека, его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический тип.
Экспресс-тест "Цветовое зеркало" разработан для диагностики текущего состояния человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных и слабых сторон личности конкретного человека.
Теоретической основой теста "Цветовое зеркало" послужили идеи:
И. Гете о психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды;
В. М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;
В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их оттенков и сочетаний;
К. Г. Юнга, разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.
Области применения теста «Цветовое зеркало»:
· экспресс-оценка психического здоровья детей и взрослых,
· психологическое консультирование,
· профессиональная ориентация школьников и взрослых,
· профессиональный отбор и профподбор,
· формирование кадрового резерва,
· диагностика межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.
«Цветовое зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной, социально-педагогической и психосоциальной работы.
В целях изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы использовали данную методику как профилактически-диагностический экспресс-тест. Он проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних г. Орла.
Возраст исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10-15 минут.
В тестировании участвовал 51 ребенок.
I. Возраст от 4 - 7 лет мальчиков было 25,5%, девочек – 17,7 %; от 8 – 11 лет мальчиков – 13,7 %, девочек – 13,7 %; от 14 – 16 лет мальчиков – 17,7%, девочек – 11,8%.
II. Из полных семей мальчиков было 15,7%, девочек – 15,7 %; из неполных семей (есть или мать, или отец) мальчиков – 41,2%, девочек – 27,5 %.
III. В городе проживает 23,5% мальчиков и 21,6% девочек, а в сельской местности – 33,3% мальчиков и 21,6% девочек.
IV. Существуют различные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр:
· трудная жизненная ситуация наблюдается у 25,5% девочек и 29,4% мальчиков;
· оставшихся без попечения мальчиков наблюдается 15,7%;
· социально опасное положение в семье у мальчиков 11,8 % и 17,7% у девочек.
· Социальный статус родителей:
· родители работают у 13,7% мальчиков и 17,6% девочек,
· не работают у 15,7% мальчиков и 25,5% девочек,
· родители, ограниченны в родительских правах у мальчиков 9,8%,
· родители находятся в местах лишения свободы у 17,6% мальчиков.
Интерес к тесту у каждого ребёнка был разнообразный. У 23,5 % девочек и 29,4 % мальчиков этот тест вызвал желание поиграть, у 13,7 % девочек и 19,6 % мальчиков отсутствовало внимание к тесту. Это говорит о том, что у большинства детей проявлялся интерес к тесту. Для проведения теста необходимо: 23 цветных квадрата, чёрное поле с белым крестом и белое поле с чёрным крестом. Тест проводился с каждым несовершеннолетним индивидуально.
Чтобы понять не только то, что лежит на поверхности, а поставить глубокий диагноз, надо использовать большее количество цветов.
Полученные данные показали, что у большинства несовершеннолетних подростков на первый план выходят склонности работать руками, интерес ко всему живому, речь идёт о способности к практической деятельности. Эти дети очень нервные, почти не могут сосредоточиться на чём – либо. Может быть у них есть виртуозная одарённость, но её надо развивать углублять.
Результаты показывают, что есть дети, у кого налицо активные информационные интересы, они деятельны, умеют формировать свои мысли, впоследствии могли бы стать журналистом или писателем.
Наблюдаются склонности приспосабливаться к обстоятельствам, деловой направленности мышления.
Тесты Фрилинга в аспекте профдиагностики дают полное представление о будущих направлениях в жизни безнадзорных и несовершеннолетних группы социального риска. Проведя это исследование, стало ясно, что с этими детьми надо работать, развивать их логическое мышление и интеллект.