Цели, принципы государственной молодежной политики в РФ

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу.

Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, то есть необходимости эффективности использования созидательного потенциала молодежи.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально – экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

1. Содействие социальному, культурному и физическому развитию молодежи;

2. Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

3. Создание условий для полного участия молодежи в социально – экономической, политической и культурной жизни общества;

4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

5. реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

1. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

2. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

3. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

4. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях:

- общереспубликанском;

- региональном.

Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществляется в соответствии с Федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом Российской Федерации Указом № 1992 от 15.09.1994 года. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновной социального обслуживания молодежи.

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70% молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование информационной системы молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.

Тем не менее, перспектива развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России. Начинается движение в этом направлении и в субъектах Российской Федерации. Начала формироваться нормативно-справочная база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений.

В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов Российской Федерации получает приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.

На вопрос о перспективах развития молодежной политики в России в 2008 году рассказал Александр Соколов.

«Обычно, когда мне задавали вопрос о перспективах развития молодежной политики в России, я быстро давал на него ответ. Поскольку при всех сложностях, связанных с реализацией молодежной политики, ответить было достаточно просто, было понятно, что нас ожидает и соответственно прогнозировать. В этом году для молодежной политики в нашей стране открылись новые возможности: создан госкомитет по молодежной политике, который в ближайшее время будет полностью сформирован и выйдет на проектную мощность. Первые шаги уже делаются. Поэтому полная картина того, каким образом государственная составляющая термина молодежной политики будет реализовываться, будет только осенью.

При этом происходит окончательное разделение полномочий между новым органом исполнительной власти и структурами образования. Юридически это произошло осенью, но полная передача всех проектов, программ и наработанных связей еще идет. В том числе нет полной ясности по финансированию, поскольку раньше статьи расходов на реализацию программ в области молодежной политики закладывались в бюджет органов образования. Вместе с тем государственная молодежная политика это еще и общественная составляющая. Молодежная политика – это сфера, где никто не может быть монополистом, поскольку молодежь объективно интересна и бизнесу, и обществу, и государству. И общественные объединения имеют собственное видение молодежной политики. В своем последнем выступлении, Президент России озвучил тезис о необходимости развития человеческого потенциала, являющегося основой дальнейшего развития общества и государства и способом решения общенациональных задач в целом.

Это естественно будет выражаться в большем внимании к молодежи, поскольку именно молодежь формирует будущий потенциал общества. С точки зрения общественной составляющей, можно сказать, что старт в этом году положен на всероссийском гражданском форуме, где по молодежной политике работала отдельная секция. Обсуждение шло очень бурно, было высказано много различных точек зрения. В дискуссии участвовали представители молодежных объединений из разных субъектов Российской Федерации. Удалось выработать общую позицию, которая заключается в том, что есть взаимные обязательства между молодежью как частью общества и страной. Поскольку страна это более широкое понятие, и страна вкладывает в молодежь средства на обучение, медицинское обслуживание и т.д. и ожидает отдачу, выражающуюся в выполнении конституционного, гражданского долга. С другой стороны молодежь, находясь на переходном этапе из детства во взрослую жизнь, вправе ожидать от общества, от страны некой поддержки. Страна, государство заинтересованы в том, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Если говорить о работе общественной палаты, то стоит отметить тот факт, что вопрос молодежной политики вызвал бурное обсуждение среди членов палаты. Кроме того, во втором составе Общественной палаты большое число представителей молодежных объединений, людей, которые раньше занимались вопросами молодежной политики. На мой взгляд, у представителей общественных организаций есть все возможности заниматься этим вопросом со своим видением, поскольку не всегда точка зрения государства и общественности должна совпадать. Ведь именно в споре рождается истина. Если подвести итог, то в 2008 году в сфере молодежной политики в стране были даны ответы на следующие вопросы: будет ли общая концепция реализации молодежной политики в стране, будет ли принят закон о государственной молодежной политике и разработана и принята федеральная целевая программа «Молодежь России», подкрепленная финансированием.

От этих трех составляющих зависит перспективы развития молодежной политики в России на ближайшие несколько лет.