Цель идеи национальной независимости Узбекистана

Мысль о совершенном человеке является благородной, имеющей и национальное и общечеловеческое содержание. Она наделяет человека самыми высокими физическими и духовными признаками совершенства, постоянно призывает его на благородные дела.

Из истории человечества известно, что качество совершенства применяется только по отношению к человеку. Ибо среди живых существ на земле, только человек считается единственным разумным, созидающим существом. Только человек имеет идеи и мечты, умеет реализовывать их. Человек с точки зрения естественных наук является биологическим и социальным существом, обладателем и создателем как материальных, так и интеллектуальных интересов. При определении сущности человека общественными науками первостепенное внимание уделяется не его телосложению, физическому облику и другим биологическим данным, а его способности создавать интеллектуальные богатства, творческая деятельность в системе общественных связей.

По этой причине, человечество в течение веков мечтает и о физическом здоровье, и о духовном совершенстве, умственной зрелости, о повышении силы своего разума, могущества мышления. По этой проблематике написано множество книг, совершены открытия.

Испокон веков совершенный человек – это благородная мечта народа, важный признак его духовности. Высокие идеи о совершенном человеке нашли свои отражение в произведениях таких мыслителей, как Абу Наср Фаробий, Алишер Навои и другие.

В одном из ранних памятников нашего культурного наследия – «Авесте» придано особое внимание идее человеческого совершенства. В данном произведении показано, что человек, выражавший в своем облике принципы «доброе слово», «добрая мысль» и «доброе дело» – может быть совершенным человеком. Действительно, если человек думает о добре, стремится к нему, говорит и поет о нем, руководствуется им, осуществляет добрые дела – разве этого недостаточно для признания человека совершенным?

Нет будущего у народа, нации, у человека, если они не мечтают о совершенстве, не заботятся о выращивании совершенных поколений.

Из истории нашей Родины известно, что здесь проблемы образования и воспитания, в частности, вопрос о совершенном человеке всегда рассматривались как великая просветительская задача. Это нашло свое отражение, например, в суфизме. Со своей стороны великие мыслители средних веков Мусо Хоразмий, Фаробий, Ибн Сино, Унсурмаолий Кайковус, Юсуф Хос Ходжиб, Ахмад Югнаний, Махмуд Кашгарий, Лутфий, Навоий и многие другие в своих произведениях излагали ценные мысли, связанные с формированием совершенного человека.

Например, возьмем «Кабуснаме» Кайковуса, состоящего из 44 глав. В возрасте 63 лет он начал писать эту книгу. В ней он посредством обращения как будто к своему сыну пытался решить проблемы создания совершенного облика представителей будущих поколений. В книге выражена такую мысль: «Сын мой, будь бдителен, человек, по сравнению со всеми существами – лучший. Человек превосходит других живых существ в десять раз».

Выдающийся философ Фаробий, давая характеристику человеку, писал: «человек своими особыми качествами отличается от всех существ; ибо у него есть душа. Из этой души возникает сила; она действует посредством членов тела. Кроме этого у него имеется такая сила, которая действует без посредства членов тела. Эта сила есть ум. Ум связан только с присущей человеку прирожденной силой – духом».

Фаробий дал высокую оценку достоинству ума и дарованиям, творческой, созидательной деятельности человека. Для него человек не является просто живым существом, а по своей сути он есть обладатель социальных особенностей, посредством ума-разума достигающий совершенства. По мнению этого ученого, человек – социально активное существо. Его жизнь, образ существования не должны протекать без содержания и смысла. Эта жизнь, прежде всего, управляется посредством ума, она организована сознательно, направляется на определенную цель и обязательно должна иметь социальное значение.

Фаробий в своем произведении «Суть законов Платона» дал определение такому качеству человека, как «благородство», отвечающему смыслу совершенства. Благородный человек не является таким из-за красоты, силы, слабости, здоровья или полноты. Именно благородным считается человек соблюдающий обычаи, соответствующие законам образа жизни.

Как видно из вышеотмеченного, Фаробий считал, что самые важные качества и основные признаки понятия «совершенства» связаны с действиями человека в период проживания его и в процессе соблюдения им принятых в данном обществе правил и законов.

Не зря так писал известный философ и поэт Пахлаван Махмуд (подстрочный перевод):

Раздробить тысячеслойную гору,

Покрасить кровью сердец небеса,

Сто лет томиться в подземной темнице,

Все это лучше, чем беседа с глупцом.

Великий поэт ясно представлял различие между глупостью и совершенством, осуждал невежество, мракобесие, восхвалял образованность, просвещение.

Образы гармоничной личности, пути достижения человеческого совершенства нашли свои отражение в произведениях Алишера Навои, Захириддина Бабура, Ян Амос Коменского, Иоанна Генрих Пестолоцци и других.

В этом отношении примечательны рубаи (четверостишия) основателя классической узбекской литературы Алишера Навои. Он подчеркивал необходимость совершенства для каждого человека, будь он молодой или старик. Путь к совершенству, считал мыслитель, лежит в учении и науке. Он уподобил несовершенство с выходом из бани нечистым (грязным).

Путь к совершенству – это путь науки и образования. Человек достигнет совершенства посредством учебы, познания, труда. В этом отношении много поучительных афоризмов, мудрых мыслей можно найти в произведениях Ахмада Дониша, Фурката, Мукими, Авлони, Фитрата, Бехбуди и др. Они подчеркивали роль и значение просвещения и образования, которые, как янтарь, как магнит притягивают и ведут человека к духовным высотам.

Автор всемирно известной поэмы «Шах-намэ» Абулкасым Фирдоуси с величайшим мастерством воспевал науку, учение, добрые дела. Он писал, что навечно останутся лишь подвиг героя и слово мудреца. Обратите внимание на следующие строки поэта:

«Конец и великих настигнет, и тот –

Кто мудр и усерден – из мира уйдет.

Уйдет, но потомкам оставит свой труд,

Деяния добрые, верь, не умрут».

Наука подобна светилу – озаряет сердца, она драгоценна, как настоящий жемчуг, она беспредельна, как мировой океан. С помощью учения можно найти решения сложнейших задач. Поэт считал науку основой веры, а веру – показателем совершенства.

Написанная в ХIХ веке поэма Ахмада Дониша «Наставления сыновьям» или изданная в начале ХХ века книга Абдуллы Авлони «Тюркский цветник или нравственность», а также в других произведениях просветителей и ученых XIX-ХХ веков тема гармоничной личности, способов и средств достижения совершенства была одной из главных.

В настоящее время понятие «совершенный человек» приобретает еще более актуальное значение. Человечество вступило в третье тысячелетие имея в своем арсенале огромные знания и выдающиеся открытия, которые составляют предпосылку достижения каждым человеком совершенства. Мир располагает развитой электроникой, космонавтикой, робототехникой, биоэнергетикой, компьютеризацией, сотовой связью, лазерной техникой, высоким уровнем использования ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, гелиотехникой, информатикой и т.п. Количество таких отраслей, направлений науки и техники, имеющих общечеловеческое значение, будет еще больше увеличиваться.

В начале сложного и стремительного ХХI столетия нельзя не задуматься над такими вопросами: как можно сохранить человечность, естественность личности, приумножить добрые помысли и намерения в сердце человека, беречь мир от духовного кризиса, избежать терроризма, экстремизма, социальных бед – наркомании, разврата, которые неудержимо распространяются по всему миру?

Об этом должны думать все – и молодые, и взрослые. От этого зависит как судьба отдельной личности, так и судьба всего человечества. Словом, вопросы нравственности, морали, идеалы совершенства стали глобальной проблемой, затрагивающей интересы всех стран и народов. От их рационального решения зависит предотвращение духовного, нравственного кризиса общества.

Путь к просвещению и духовности лежит через обучение и воспитание молодого поколения. Поэтому вопросам совершенствования этих сфер уделяется большое внимание в нашей стране.

Рост сознания и самосознания, прогресс науки и техники, глобализация информационных процессов в современном мире оказывает заметное влияние на духовный мир человека, на его нравственные принципы и позицию. Они же воздействуют на критерии, мерила совершенства. Возникают новые подходы к оценке совершенства, подвергаются частичной или полной трансформации наши понятия и знания которые были усвоены и получены ранее.

Сегодняшний анализ понятия совершенного человека основывается, во-первых, на представлении облика совершенства в духе времени, внутри определенного пространства и среды, а также в связи с конкретной социальной практикой.

Во-вторых, совершенство человека, степень его гармоничного развития определяется масштабом жизненного опыта.

Наконец, в-третьих, стремление человека к высокому уровню совершенства определяется его влиянием на свою эпоху, принесенной пользой общему делу, его вкладом в развитие нации, народа, Родины и всего человечества, удельным весом духовной пищи.

Человеческое сердце, его душу и сознание нельзя втиснуть в ограниченные рамки, «моделировать» их.

Для создания более полного представления облика совершенного человека, необходимо определить качества, «составные части», которые формируют совершенство. К ним можно отнести следующие человеческие качества:

      ·    Благородство.

      ·    Благоразумие.

      ·    Образованность.

      ·    Благовоспитанность.

      ·    Справедливость.

      ·    Одаренность и т.п.

Список таких качеств можно расширить. Достичь одним махом совершенства невозможно. Принцип относительно действует и в этой сфере. Срок жизни человека ограничен, успехи и уровень духовной зрелости на пути к совершенству тоже являются относительными. Не зря один из самых зрелых людей своей эпохи Алишер Навои писал: «Если тебе кажется что Навои плох, так ты будь хорошим». В течение всей своей жизни стремившийся к совершенству этот великий человек хорошо осознавал, что добиться абсолютного совершенства – несбыточная мечта.

Для достижения гармонии человек должен служить добродетели, усваивать науки, по возможности делать благородные дела, быть нравственно и духовно здоровым. Гармоничное развитие личности обеспечивается посредством непрерывного образования и целенаправленного воспитания. Это является высшей целью, одно из направлений духовных преобразований в нашей стране, идущей по пути независимости.

«Национальная программа подготовки кадров», принятия в Узбекистане, направлена на решение сложных и благородных задач, одной из главных является воспитание здорового поколения. Реализация этой программы служит не только реформам системы обучения и воспитания в нашей стране; она служит также формированию в обществе просветительского сознания и его совершенствованию, а также развитию научных способностей людей и интеллектуальных ценностей.

Свободное гражданское общество могут строить лишь духовно совершенные люди ставшие обладателем жизнеутверждающих благодарных идей. Поэтому в нашем обществе обращается важное внимание на воспитание совершенных поколений посредством формирования духовности свободного гражданина, подъема просвещения на высокий уровень.

Президент Узбекистана И. Каримов в своей деятельности в качестве главы государства неоднократно подчеркивал значение духовности. Он отмечал: «Сегодня наша важнейшая, актуальная задача – совершенствование членов общества, прежде всего подрастающего поколения, возрождение в их душах национальной идеи, национальной идеологии, чувства любви и преданности своей Родине, воспитание в духе национальных и общечеловеческих ценностей. Народ, у которого здоровые дети, будет могучим, у могучего народа будут здоровые дети» (Т.8, стр.23, 24).

Данная задача налагает большую ответственность учителям и воспитателям, работающим в учреждениях образования нашей Республики, научным сотрудникам, ведущим поиски в этой области. Эта мысль подчеркивает также необходимость быть находчивым, предприимчивым в организации деятельности научно-педагогических кадров, во внедрении идей национальной независимости в сознание молодежи. В этом плане важно определить актуальные проблемы взаимоотношений между обществом и личностью; в духе современности развивать понятие совершенного человека. Следующая задача состоит в глубоком научном анализе направлений постоянно изменяющихся особенностей воспитания совершенного человека. Здесь необходимо обращать особое внимание на объективные условия и субъективные факторы, влияющие на эти особенности, в том числе на влияние политики, права, морали.

Наконец, следует рассматривать личность не только как продукт социальной среды, а как реализацию физических возможностей, индивидуальных особенностей, воли каждого. Успешное выполнение вышеперечисленных задач предполагает тесное сотрудничество между сегодняшней системой образования и воспитания с психологией, социологией, философией и другими общественно-гуманитарными науками. Так как умение увидеть совершенного человека в зеркале идеи национальной независимости, создание определенной степени его модели может осуществляться на основе гармонизированной связи с вышеперечисленными научными феноменами.

В нашей стране широко развернуто движение за здоровое поколение. Реформируется система образования и воспитания на основе «Национальной программы подготовки кадров». Эти мероприятия являются важными шагами на пути к вышеупомянутой величественной цели.

Объявление 2000 года «Годом здорового поколения», 2001 года – «Годом матерей и детей», 2002 года – «Годом почитания» свидетельствует о многогранности объема реализованных и осуществляемых задач.

Правда, путь к совершенству – дорога мучений и правды, любви, терпения, науки и просвещения. В этом смысле идея национальной независимости – великий и священный путь, ведущий к совершенству., самое важное – не свернуть с этого пути и со всей решительностью стремиться вперед. Еще одно важное обстоятельство – этот путь имеет прочное основание, имеет свою историю, известную нам. У нас были предки, которые стремились к совершенству, есть современники, являющиеся образцами зрелости и совершенства, есть молодое поколение, растущее в одной колее с идеей независимости.