Ценностные ориентации в Дагестане

Проиллюстрируем ценностные ориентации современного дагестанского общества на конкретных примерах. В июне-июле 2004 г. социологической лабораторией ДГУ проведено исследование в рамках программы "Социальная политика и стратегия обновления в регионе". Опрашивались сельские жители 3-х районов Республики Дагестан (Гунибского, Бабаюртовского, Сергокалинского, N = 1860). Выделены следующие социально-профессиональные группы: механизаторы, животноводы, медработники, учителя, работники культуры, руководители сельскохозяйственных коллективов, фермеры, арендаторы, строители. Основная цель исследования - выявление духовных экзистенциалов личности, определение особенностей ее нравственного сознания и ценностных ориентации. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что эти ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения людей и их отношений и одновременно выступают как стимул к определению перспектив. Ответы на вопрос анкеты: "Если Вам предоставляется возможность получения материальной выгоды, что для Вас более приемлемо из нижеперечисленных вариантов?" - представлены в таблице 1 Значительная часть населения, имеющая среднее общее образование, считает возможным (23,1%) и нормальным (21,5%) заниматься перепродажей товаров (среди опрошенных с неполным средним образованием таково мнение наименьшего числа респондентов — по 13%); среди респондентов с незаконченным высшим образованием - 19,0% возможным и 28,6% нормальным; с высшим образованием- 27,2% возможным и 16,9% нормальным.

Таблица 1. Допустимость способов получения материальных благ (в % от числа опрошенных)

Уровень образования Нормально Возможно В чрезвычайных

обстоятельствах

Против
Перепродажа товаров
Неполное среднее 13,0 13,0 8,7 65,3
Среднее общее 21,5 23,1 13,2 42,2
Среднее специальное 16,6 26,6 17,8 39,0
Среднее профессиональное 19,7 19,7 19,7 40,9
Незаконченное высшее 28,6 19,0 28,6 23,8
Высшее 16,9 27,2 25,4 30,5
Брак по расчету
Неполное среднее 17,0 - 17,0 66,0
Среднее общее 19,3 10,9 10,1 59,7
Среднее специальное 14,3 13,1 15,5 57,1
Среднее профессиональное 21,8 6,4 9,0 62,8
Незаконченное высшее 25,0 5,0 15,0 55,0
Высшее 23,2 16,1 10,7 50,0
Физическая близость за плату
Неполное среднее 2,1 2,1 12,5 83,3
Среднее общее 1,7 5,9 12,7 79,7
Среднее специальное 3,6 2,4 5,4 88,6
Среднее профессиональное 3,8 3,8 6,4 86,0
Незаконченное высшее - 5,0 20,0 75,0
Высшее - 10,7 5,4 83,9
Получение взятки
Неполное среднее 8,3 2,1 18,8 70,8
Среднее общее 13,6 5,1 8,5 72,8
Среднее специальное 4,2 3,6 12,7 79,5
Среднее профессиональное 7,9 7,9 7,9 76,3
Незаконченное высшее 10,5 5,3 10,5 73,7
Высшее 3,5 10,5 19,3 66,7

Мнения респондентов в отношении вступления в брак по расчету распределились следующим образом: 16,1% респондентов с высшим образованием считает это возможным и 23,2% нормальным; 10,9% со средним общим образованием - возможным и 19,3% - нормальным. Определенная часть опрошенных готова вступить в физическую близость за плату: с высшим образованием - 10,7%; со средним образованием - 5,9%; менее всего -с неполным средним - 2,1%. Большая часть респондентов высказываются против такого занятия. Отношение к физической близости за плату в зависимости от пола таково: 6,1% мужчин считают ее возможной и 2,6% - нормальной; у женщин, соответственно, 3,1% и 1,9%. Как видим, несмотря на серьезную неудовлетворенность женщин материальным положением, они проявляют негатив по отношению к вступлению в физическую близость за плату вдвое чаще, чем мужчины. Респонденты готовы и к получению взятки, что, в отличие от предыдущих способов, является уголовно наказуемым деянием. В меньшей степени такую готовность высказали лица с неполным средним (2,1%) и средним специальным (3,6%), но не с высшим (10,5%) образованием. На вопрос о "возможности взять то, что плохо лежит" респонденты ответили следующим образом: 16,5% мужчин считают это возможным, 8,2% - нормальным; у женщин, соответственно, — 10,8 и 4,6%. Уклонение от налогов нормально для 14,7% мужчин, для 15,2% - возможно; у женщин согласны с этим 9,5 и 12,3%.

Как видим, в республике далеко не все благополучно в духовно-нравственной сфере. Средство улучшения положения респонденты видят в возрождении религиозных традиций, использовании народного опыта (этот аспект более важен), которые могут помочь объединить усилия людей в решении проблем (табл. 2). Еще более весомыми представляются общечеловеческие ценности. Значительная часть сельского населения Дагестана постоянно или периодически чувствует беспомощность и невозможность изменить в жизни что-либо. Однако при появлении перспектив до половины респондентов готовы переносить страдания. Категория "совесть" декларируется преобладающей частью ответивших в качестве регулятора индивидуальной жизни. Но представляется, что удовлетворение материальных потребностей сельчан выступает в качестве основного мотива, побуждающего их к реальной деятельности. При этом деятельность, которая направлена на то, чтобы любой ценой удовлетворить потребности, ведет к оскудению духовной сферы людей, утрате ими нравственных качеств. Респонденты, в известной мере, готовы к перепродаже товаров, браку по расчету, проституции, взяткам, уклонению от налогов, воровству. При этом моральный статус респонденток выше, нежели респондентов. Стабилизацию и улучшение положения в духовно-нравственной сфере население связывает с распространением общечеловеческих ценностей и обращением к народному опыту и религиозным традициям.

Таблица 5 Значимость элементов духовной культуры для респондентов (в % от числа опрошенных)

Уровень образования Высокая Средняя Низкая Затрудняюсь с ответом
Национальные традиции
Неполное среднее 38,0 12,0 10,0 40,0
Среднее общее 41,4 23,6 9,8 25,2
Среднее специальное 33,3 31,5 8,5 26,7
Среднее профессиональное 38,5 28,2 6,4 26,9
Незаконченное высшее 31,8 45,5 13,6 9,1
Высшее 48,2 32,2 8,9 10,7
Религиозные обряды
Неполное среднее 21,3 9,6 17,0 51,1
Среднее общее 27,6 25,8 10,8 35,8
Среднее специальное 20,5 31,3 13,3 34,9
Среднее профессиональное 19,0 25,3 20,3 35,4
Незаконченное высшее 27,7 18,2 43,5 10,6
Высшее 29,1 21,8 25,5 23,6
Общечеловеческие ценности
Неполное среднее 22,0 18,0 12,0 48,0
Среднее общее 46,5 15,7 3,2 34,6
Среднее специальное 46,8 16,4 5,2 31,6
Среднее профессиональное 51,2 13,4 3,7 31,7
Незаконченное высшее 40,9 40,9 13,7 4,5
Высшее 61,3 16,1 3,2 19,4

Однако при появлении перспектив до половины респондентов готовы переносить страдания. Категория "совесть" декларируется преобладающей частью ответивших в качестве регулятора индивидуальной жизни. Но при этом удовлетворение материальных потребностей сельчан выступает в качестве основного мотива, побуждающего их к реальной деятельности. При этом деятельность, которая направлена на то, чтобы любой ценой удовлетворить потребности, ведет к оскудению духовной сферы людей, утрате ими нравственных качеств.

Из традиций, носящих национальный и одновременно социально-средовой характер, выделена неформальная кооперация внутри сельской общины. Она носит как родовой (межпоколенческий внутрисемейный), так и соседский характер. В последнее время характер межпоколенческой взаимопомощи приобрел новые черты - родители-пенсионеры стали источником не только продовольственных, но и денежных поступлений. Денежные ссуды от родителей чаще всего носят безвозмездный характер, "расплачиваются" взрослые дети услугами - работой на родительском огороде, заготовками кормов для скота и птицы и т.д. Пенсионеры утверждали, что без помощи взрослых детей они не могли бы запасать корма и содержать скот, делать домашние заготовки на зиму. Дети могут договориться с сослуживцами и друзьями, имеющими машину или мотоцикл, о помощи при вывозе овощей с полевого надела, не примыкающего к дому, доставке кормов, стройматериалов. Таким образом, работают межпоколенческие взаимопересекающиеся потоки перемещения материальных и денежных ресурсов, услуг. В отличие от городских семей, на селе очень тесны не только родственные, но и соседские взаимоотношения. Более того, такой сельско-клановый характер неформальной кооперации в Дагестане выходит за рамки села и нередко переносится в городскую среду (поддержка односельчанина в трудоустройстве и т.п. – обычная практика).

Большинство сельских домохозяйств, приспосабливаясь к новым условиям хозяйствования, стремятся всеми доступными способами обеспечить себе приемлемый уровень существования, личное подворье при этом становится центром деловой активности.