Ценностные ориентации в Дагестане
Проиллюстрируем ценностные ориентации современного дагестанского общества на конкретных примерах. В июне-июле 2004 г. социологической лабораторией ДГУ проведено исследование в рамках программы "Социальная политика и стратегия обновления в регионе". Опрашивались сельские жители 3-х районов Республики Дагестан (Гунибского, Бабаюртовского, Сергокалинского, N = 1860). Выделены следующие социально-профессиональные группы: механизаторы, животноводы, медработники, учителя, работники культуры, руководители сельскохозяйственных коллективов, фермеры, арендаторы, строители. Основная цель исследования - выявление духовных экзистенциалов личности, определение особенностей ее нравственного сознания и ценностных ориентации. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что эти ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения людей и их отношений и одновременно выступают как стимул к определению перспектив. Ответы на вопрос анкеты: "Если Вам предоставляется возможность получения материальной выгоды, что для Вас более приемлемо из нижеперечисленных вариантов?" - представлены в таблице 1 Значительная часть населения, имеющая среднее общее образование, считает возможным (23,1%) и нормальным (21,5%) заниматься перепродажей товаров (среди опрошенных с неполным средним образованием таково мнение наименьшего числа респондентов — по 13%); среди респондентов с незаконченным высшим образованием - 19,0% возможным и 28,6% нормальным; с высшим образованием- 27,2% возможным и 16,9% нормальным.
Таблица 1. Допустимость способов получения материальных благ (в % от числа опрошенных)
Уровень образования | Нормально | Возможно |
В чрезвычайных обстоятельствах |
Против |
Перепродажа товаров | ||||
Неполное среднее | 13,0 | 13,0 | 8,7 | 65,3 |
Среднее общее | 21,5 | 23,1 | 13,2 | 42,2 |
Среднее специальное | 16,6 | 26,6 | 17,8 | 39,0 |
Среднее профессиональное | 19,7 | 19,7 | 19,7 | 40,9 |
Незаконченное высшее | 28,6 | 19,0 | 28,6 | 23,8 |
Высшее | 16,9 | 27,2 | 25,4 | 30,5 |
Брак по расчету | ||||
Неполное среднее | 17,0 | - | 17,0 | 66,0 |
Среднее общее | 19,3 | 10,9 | 10,1 | 59,7 |
Среднее специальное | 14,3 | 13,1 | 15,5 | 57,1 |
Среднее профессиональное | 21,8 | 6,4 | 9,0 | 62,8 |
Незаконченное высшее | 25,0 | 5,0 | 15,0 | 55,0 |
Высшее | 23,2 | 16,1 | 10,7 | 50,0 |
Физическая близость за плату | ||||
Неполное среднее | 2,1 | 2,1 | 12,5 | 83,3 |
Среднее общее | 1,7 | 5,9 | 12,7 | 79,7 |
Среднее специальное | 3,6 | 2,4 | 5,4 | 88,6 |
Среднее профессиональное | 3,8 | 3,8 | 6,4 | 86,0 |
Незаконченное высшее | - | 5,0 | 20,0 | 75,0 |
Высшее | - | 10,7 | 5,4 | 83,9 |
Получение взятки | ||||
Неполное среднее | 8,3 | 2,1 | 18,8 | 70,8 |
Среднее общее | 13,6 | 5,1 | 8,5 | 72,8 |
Среднее специальное | 4,2 | 3,6 | 12,7 | 79,5 |
Среднее профессиональное | 7,9 | 7,9 | 7,9 | 76,3 |
Незаконченное высшее | 10,5 | 5,3 | 10,5 | 73,7 |
Высшее | 3,5 | 10,5 | 19,3 | 66,7 |
Мнения респондентов в отношении вступления в брак по расчету распределились следующим образом: 16,1% респондентов с высшим образованием считает это возможным и 23,2% нормальным; 10,9% со средним общим образованием - возможным и 19,3% - нормальным. Определенная часть опрошенных готова вступить в физическую близость за плату: с высшим образованием - 10,7%; со средним образованием - 5,9%; менее всего -с неполным средним - 2,1%. Большая часть респондентов высказываются против такого занятия. Отношение к физической близости за плату в зависимости от пола таково: 6,1% мужчин считают ее возможной и 2,6% - нормальной; у женщин, соответственно, 3,1% и 1,9%. Как видим, несмотря на серьезную неудовлетворенность женщин материальным положением, они проявляют негатив по отношению к вступлению в физическую близость за плату вдвое чаще, чем мужчины. Респонденты готовы и к получению взятки, что, в отличие от предыдущих способов, является уголовно наказуемым деянием. В меньшей степени такую готовность высказали лица с неполным средним (2,1%) и средним специальным (3,6%), но не с высшим (10,5%) образованием. На вопрос о "возможности взять то, что плохо лежит" респонденты ответили следующим образом: 16,5% мужчин считают это возможным, 8,2% - нормальным; у женщин, соответственно, — 10,8 и 4,6%. Уклонение от налогов нормально для 14,7% мужчин, для 15,2% - возможно; у женщин согласны с этим 9,5 и 12,3%.
Как видим, в республике далеко не все благополучно в духовно-нравственной сфере. Средство улучшения положения респонденты видят в возрождении религиозных традиций, использовании народного опыта (этот аспект более важен), которые могут помочь объединить усилия людей в решении проблем (табл. 2). Еще более весомыми представляются общечеловеческие ценности. Значительная часть сельского населения Дагестана постоянно или периодически чувствует беспомощность и невозможность изменить в жизни что-либо. Однако при появлении перспектив до половины респондентов готовы переносить страдания. Категория "совесть" декларируется преобладающей частью ответивших в качестве регулятора индивидуальной жизни. Но представляется, что удовлетворение материальных потребностей сельчан выступает в качестве основного мотива, побуждающего их к реальной деятельности. При этом деятельность, которая направлена на то, чтобы любой ценой удовлетворить потребности, ведет к оскудению духовной сферы людей, утрате ими нравственных качеств. Респонденты, в известной мере, готовы к перепродаже товаров, браку по расчету, проституции, взяткам, уклонению от налогов, воровству. При этом моральный статус респонденток выше, нежели респондентов. Стабилизацию и улучшение положения в духовно-нравственной сфере население связывает с распространением общечеловеческих ценностей и обращением к народному опыту и религиозным традициям.
Таблица 5 Значимость элементов духовной культуры для респондентов (в % от числа опрошенных)
Уровень образования | Высокая | Средняя | Низкая | Затрудняюсь с ответом |
Национальные традиции | ||||
Неполное среднее | 38,0 | 12,0 | 10,0 | 40,0 |
Среднее общее | 41,4 | 23,6 | 9,8 | 25,2 |
Среднее специальное | 33,3 | 31,5 | 8,5 | 26,7 |
Среднее профессиональное | 38,5 | 28,2 | 6,4 | 26,9 |
Незаконченное высшее | 31,8 | 45,5 | 13,6 | 9,1 |
Высшее | 48,2 | 32,2 | 8,9 | 10,7 |
Религиозные обряды | ||||
Неполное среднее | 21,3 | 9,6 | 17,0 | 51,1 |
Среднее общее | 27,6 | 25,8 | 10,8 | 35,8 |
Среднее специальное | 20,5 | 31,3 | 13,3 | 34,9 |
Среднее профессиональное | 19,0 | 25,3 | 20,3 | 35,4 |
Незаконченное высшее | 27,7 | 18,2 | 43,5 | 10,6 |
Высшее | 29,1 | 21,8 | 25,5 | 23,6 |
Общечеловеческие ценности | ||||
Неполное среднее | 22,0 | 18,0 | 12,0 | 48,0 |
Среднее общее | 46,5 | 15,7 | 3,2 | 34,6 |
Среднее специальное | 46,8 | 16,4 | 5,2 | 31,6 |
Среднее профессиональное | 51,2 | 13,4 | 3,7 | 31,7 |
Незаконченное высшее | 40,9 | 40,9 | 13,7 | 4,5 |
Высшее | 61,3 | 16,1 | 3,2 | 19,4 |
Однако при появлении перспектив до половины респондентов готовы переносить страдания. Категория "совесть" декларируется преобладающей частью ответивших в качестве регулятора индивидуальной жизни. Но при этом удовлетворение материальных потребностей сельчан выступает в качестве основного мотива, побуждающего их к реальной деятельности. При этом деятельность, которая направлена на то, чтобы любой ценой удовлетворить потребности, ведет к оскудению духовной сферы людей, утрате ими нравственных качеств.
Из традиций, носящих национальный и одновременно социально-средовой характер, выделена неформальная кооперация внутри сельской общины. Она носит как родовой (межпоколенческий внутрисемейный), так и соседский характер. В последнее время характер межпоколенческой взаимопомощи приобрел новые черты - родители-пенсионеры стали источником не только продовольственных, но и денежных поступлений. Денежные ссуды от родителей чаще всего носят безвозмездный характер, "расплачиваются" взрослые дети услугами - работой на родительском огороде, заготовками кормов для скота и птицы и т.д. Пенсионеры утверждали, что без помощи взрослых детей они не могли бы запасать корма и содержать скот, делать домашние заготовки на зиму. Дети могут договориться с сослуживцами и друзьями, имеющими машину или мотоцикл, о помощи при вывозе овощей с полевого надела, не примыкающего к дому, доставке кормов, стройматериалов. Таким образом, работают межпоколенческие взаимопересекающиеся потоки перемещения материальных и денежных ресурсов, услуг. В отличие от городских семей, на селе очень тесны не только родственные, но и соседские взаимоотношения. Более того, такой сельско-клановый характер неформальной кооперации в Дагестане выходит за рамки села и нередко переносится в городскую среду (поддержка односельчанина в трудоустройстве и т.п. – обычная практика).
Большинство сельских домохозяйств, приспосабливаясь к новым условиям хозяйствования, стремятся всеми доступными способами обеспечить себе приемлемый уровень существования, личное подворье при этом становится центром деловой активности.