Центральная Азия, геополитика и идеологические процессы

У каждого государства имеются отношения с другими государствами. Эти отношения могут быть основаны на равенстве или на превосходстве и даже господстве одной стороны над другой. Международные отношения бывают межгосударственные, межправительственные, двусторонние, многосторонние, добрососедские или конфликтные и т.д.

Современные международные отношения изучаются научной дисциплиной. Это – геополитика.

Понятие, «геополитика» выражает собой в переводе землю и политику. В термине «геополитика» находят свое выражение геологические цели, система интересов отдельных государств и народов, их цели, направленные на использование территориального потенциала страны в политических целях.

Геополитика в настоящее время применяется в международной практике разных стран и в философии политики. Она является понятием многогранным. Например, если возьмем Узбекистан, то каждое государство намеревающееся установить связи с ним в области экономики и других сферах, ведет политику учитывая, что Узбекистан имеет в Центральной Азии высокий интеллектуальный потенциал, богат наземными и подземными ресурсами, рабочей силой. Он территориально является связывающим звеном между Европой и Азией, ведет миролюбивую политику в регионе, реально обеспечивает политическую стабильность.

Место нашей страны в Центральной Азии весьма специфично. В этом регионе Узбекистан является государством с наиболее многочисленным населением (свыше 26 млн. человек), имеет огромный экономический и научный потенциал. Ко всему этому, в Узбекистане разработана и успешно реализуется своеобразная модель перехода к рыночной экономике. В стране имеет место политическая стабильность. Возрастает активность Узбекистана в решении международных проблем.

Узбекистан играет важную роль в решении вопросов регионального мира и безопасности, в создании автомобильных, железнодорожных путей и коммуникаций, в борьбе против терроризма, наркобизнеса.

Узбекистан участвует в строительстве дорог, связывающих Европу с Китаем, стал членом Шанхайской организации содружества, входит в состав многих международных организаций ООН ОБСЕ и др. Все это поднимают его престиж в мировом сообществе. Поэтому те, кто намерен разделить мир на зоны своего влияния, стимулировать международные разногласия направляют острие своих идеологических орудий на Узбекистан.

Геополитические цели, как правило, бывают созвучными с другими компонентами идеологической политики. Идеологическое воздействие превращается в самое влиятельное средство геополитики. Определенные политические силы имеют в виду создание идеологической среды подчинения своим интересам сознания и мышления различных слоев народов мира, особенно молодежи, посредством оказания идеологического воздействия.

Именно поэтому наш Президент отмечает, что идеологические полигоны обладают большей силой, чем ядерные полигоны.

В современном мире продолжаются попытки подчинения народов различных регионов с использованием духовно-идеологических средств и разделения мира на таких основах. Для этого используются средства массовой информации, различные мозговые центры. Например, имеет место использование фильмов воинственной тематикой, компьютерных агрессивных программ и телевизионных игр.

В таких условиях правильное понимание истинных целей идеологического давления возможно посредством глубокого овладения идеями национальной независимости.

В конце ХХ века в мире происходили всемирные события, например, распад бывшего СССР. Подрыв его господствовавшей идеологии изменили карту мира. В условиях господства бывших Советов коммунистическая идея насильно «объединяла» представителей более ста наций и национальностей. Это было присуще и Центральной Азии. В связи с обретением государственной независимости бывшими союзными республиками региона подорвалась изнутри прежняя идеология.

Бывший центр, намеревавшийся в начале 90-годов прошлого века восстановить свое господство, продолжал политику противопоставления стран Центральной Азии, к зарождению межнациональных противоречий. По сути дела, эти попытки представляли собой идеологическую диверсию, направленную на нанесение ущерба вековой дружбе, существующей между странами и народами региона.

На смену ей не сразу пришла истинно национальная (народная) идеология в каждой стране Центральной Азии. В таких условиях начали проникать в регион идеи религиозного фундаментализма, терроризма, экстремизма.

На самом деле, цель носителей идей фундаментализма и экстремизма, преследуемая от проникновения в Центральную Азию, заключалась не в восстановлении религиозных ценностей. Их цель – создание, посредством использования этих идей, обстановки нестабильности, межрегиональной и межнациональной распрей, а в конечном счете – захват власти. Эти попытки могут привести к непоправимым трагедиям. Они хотят загнать мир, в том числе и нашу страну в пучину кровопролития и братоубийства, как это имеет место в Афганистане, в Чечне, Кашмире, на Ближнем Востоке.

В настоящее время не исключена вероятность приведения в регионе террористических акций со стороны врагов независимости Узбекистана, со стороны религиозных экстремистов.

Глубоко сознавая эту опасность, предупреждая нас всех о возможных страшных последствиях, наш Президент в своем произведении «Узбекистан на пороге ХХ1 века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии развития» отмечает:

«Многочисленные политики, ученые, журналисты пытались дать свое понимание причин явления конца ХХ века, которое получило самые различные названия – «исламский ренессанс», «реисламизация», «феномен ислама» и т.п. Не вдаваясь в дискуссию о понятиях, хотелось бы заострить внимания на том, что происходящие под флагом возрождения исламских ценностей явления очень разнообразны, порой противоречивы и даже разнополюсны.» [10]

Эта мысль нашего Президента оправдалась. 16 февраля 1999 г. экстремисты-террористы осуществили в Ташкенте подрывную деятельность в целях достижения своих черных замыслов. Было ясно, что за их спиной имелись большие враждебные силы. Их цель состояла в подрыве мирной жизни нашего народа, запугивании его, внесении истерики в его сердце, ослабление доверия к проводимой политике, сведение на нет реализуемых благородные намерения.

Основная причина совершения террористических акций в Узбекистане состоит в том, что успехи нашей страны стали признаваться мировым сообществом, в Республике установилась общественно-политическая стабильность и межнациональное согласие, отдан приоритет общечеловеческим ценностям. Именно такой ход событий приводит в панику врагов нашего развития. Наши недруги ненавидят это; стараются мешать получению нами удовольствия от наших успехов. По сути дела, за годы независимости в нашей стране восстановлены истинные ценности ислама; они превратились в неразрывную часть духовности нашего народа.

Все страны Центральной Азии поддерживают политику Узбекистана, направленную на укрепление дружбы между народами. Духовные корни народов региона близки. Дальнейшее укрепление единства всех народов имеет позитивное влияние на духовный расцвет всего региона.

Как известно, в сентябре 2000 года состоялся «Саммит тысячелетия» Генеральной Ассамблеи ООН. Выступая на нем, И. Каримов обратил внимание мировой общественности на вопросы борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом, связанной с обеспечением стабильности и безопасности в Центральной Азии; на проблемы совершенствования системы глобальной безопасности. Руководители стран Центральной Азии, правильно осознавая крайне важное значение данных процессов, регулярно в двустороннем порядке и в рамках ОЦАС (Организации Центрально-азиатского сотрудничества) обсуждают вопросы обеспечения безопасности и другие актуальные проблемы. Совместно разрабатываются и принимаются важные решения, служащие обеспечению безопасности в регионе.