Численность и этнический состав населения Казахстана в XVIII веке
Начиная рассмотрение вопроса демографии XVIII века, мы обратились к источнику, написанному и изданному в конце данного века – книге А. И. Левшина, «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей», где автор попытался проанализировать сведения о населении или «числе народа» того периода в казахских степях. Так как там обитали народы кочевые, и они постоянно меняли свои места обитания, цифры весьма приблизительные. Вот что пишет автор: «Если многие образованные державы европейские не могут безошибочно узнать количества своих подданных, то чего ожидать от полудиких, которые не имеют никакого положительного устройства, беспрестанно переносят с место на место жилища свои, и которых одно слово «перепись» может привести в волнение.
Хан Меньшей казачьей орды, Нурали, желал сделать исчисление подвластных ему киргизов и возложил сей труд на сыновей своих, управлявших разными отделениями народа, но при первом шаге встретил препятствия и, не достигнув цели, возбудил только общее подозрение и ропот.
Четвертая доля киргиз-казаков, перешедших в 1801 и 1802 годах с султаном Букеем в Астраханскую губернию на вечное пребывание и пользовавшихся там самыми выгодными местами, возвратилась в 1820 году за Урал потому только, что разнесся слух, будто бы хотят им сделать перепись и поселить их.
Присоединим к таковой черте народного характера пространство степей, казачьими ордами занимаемых, разделение сих орд на множество частей, и мы увидим, есть ли средство исчислить их с точностию.
Все, что ныне можно сказать о числе киргиз-казаков, заключается в сведениях, ими же сообщенных и подлежащих великому сомнению, во-первых, по всегдашней наклонности их к преувеличению всех предметов, особенно в рассказах о могуществе своего народа, во-вторых, по невозможности, в которой они находятся, иметь о сем предмете основательные известия. Вот причины, по которым почти все или, по крайней мере, большая часть исчислений, доныне составленных чиновниками русскими на Оренбургской и Сибирской линиях о народонаселении степей киргиз-казачьих, чрезвычайно увеличены. По нашим соображениям, все три орды киргиз-казачьи должны составлять около 500000 кибиток, из коих в Большой орде заключается до 100000, в Средней – до 210000, а в Меньшей – около 190000.
Число людей, живущих в каждой кибитке, не всегда равно, но кажется, что в сем случае можно взять за среднее количество 5 или 6. По таковому расчету выйдет, что Большая орда киргизская содержит в себе от 500 до 600000, Средняя – до 1360000, Меньшая – около 1100000, а все три – от 2500000 до 3000000 душ обоего пола». [5]
Кстати о преувеличениях и неточностях: Г. Благовещенский пишет: «надо считаться с тем, что почти невозможно определить точную численность населения, с одной стороны, из-за кочевой жизни значительной части всего населения, с другой стороны, из-за того, что около 90% населения – мусульмане, данным которых надо поверить на слово, потому что они не разрешают никакого вторжения в их семейную жизнь». [6]
Здесь же в книге А. И. Левшина, дается ссылка на другой источник, где Г. Броневский в своих записках на 1830 год, май месяц полагает, что 84 волости, составляющие Среднюю орду, заключают в себя 500000 юрт и до 3 млн. душ. Автор считает эти сведения значительно преувеличенными, но еще менее точными он находит сведения, предоставленные Омской приграничной комиссии султанами и старшинами киргизскими и возвышающие Срединную орду до 537000 кибиток. На взгляд автора, описание капитана Андреева, уменьшающего это число до 176400 кибиток, более правдоподобнее, судя по времени, в котором оно составлено (1790 год). [5]
Как пишут многие историки, в то числе и Н. Е. Бекмаханова, в 30–40-х гг. XVIII века на территории современного Казахстана уже определился курс на добровольное вхождение в состав России всей территории Казахстана. Однако удаленность южных и восточных районов Казахстана, сложная внешнеполитическая обстановка затянули вхождение части казахских земель в состав России. Этот процесс был завершен уже в первой половине XIX века. [7]
Освоение Россией Западной Сибири, строительство там городов и укрепленных линий привели к расширению русско-казахских экономических и политических связей. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии. По некоторым данным, в XVII в. через казахские степи в обе стороны проследовали более 50 посольств.
Россия стремилась обеспечить безопасность транзитных торговых путей со Средней Азией и другими странами Востока. Поэтому русское правительство проявляло неподдельный интерес к политической ситуации в казахских степях и взаимоотношениям Казахского Ханства с соседями. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся разорительным набегам соседних феодальных государств, также были заинтересованы в связях с Россией как с сильным союзником. Обсуждение этих вопросов положило начало дипломатическим отношениям между Казахстаном и Россией. Так, например, в 1594 году в Москву от хана Тевеккеля в качестве посла был направлен Кул-Мухаммед. Ему удалось заключить с Россией дружественное соглашение, гарантирующее Казахскому Ханству защиту взамен на гарантии верности России. Упрочению русско – казахских связей способствовало и посольство В. Степанова, в 1595 году направленное в ответ на просьбу хана Тевеккеля о протекции. Следует отметить, что в этот период на территории Казахстана проживало порядка 3 300 тысяч казахов, объединенных в жузы.
Старший жуз, численностью порядка 700 тысяч человек, традиционно занимал территорию от верхнего и среднего течения Сырдарьи до Семиречья включительно. Средний жуз занимал регионы Центрального и Северо – Восточного Казахстана и среднее течение Сырдарьи. Его численность составляла примерно 1 200 – 1 300 тысяч человек. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, побережье Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности и низовья Урала.
Внутриэкономическое и внешнеполитическое положение Казахстана было в то время весьма сложным. По словам Ч. Валиханова: «…первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни казахского народа…». С юга Казахскому Ханству угрожали Хива и Бухара, с востока серьезную опасность представляло Джунгарское Ханство. Кроме того, тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане, обусловленная непрекращающимися внутренними конфликтами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии, значительно ослабляла Казахское Ханство. Раздоры соперничавших за власть и пастбищные земли и города ханов, султанов и других представителей степной элиты замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана и существенно снижали обороноспособность Казахского Ханства.
В 1723 году джунгарские племена напали на ослабленные и разрозненные казахские жузы. Этот год вошел в историю казахов как «актабан шубырынды» – «великое бедствие», сопровождавшееся жестоким разорением и опустошением. В этих трагических обстоятельствах три казахских жуза объединились под началом Абулхаир хана. Было создано народное ополчение казахов. К 1728–1729 годам казахские ополченцы одержали несколько важных побед и начали постепенно теснить джунгар со своей земли. Весной 1730 года объединенные отряды трех казахских жузов нанесли джунгарам сокрушительное поражение в ходе Анракайской битвы, которая произошла к юго-востоку от озера Балхаш. Тем не менее, угроза новых нападений оставалась актуальной.
Выход из сложившегося положения можно было искать только в прочных связях с более сильным государством. Абулхаир понимал, что единственной реальной силой, способной оградить раздираемое противоречиями ханство, в ту пору являлась Российская Империя.
Кроме того, обращение Абулхаира было обусловлено экономическими проблемами. Казахи, веками кочевавшие в пойме рек Ишима, Иртыша, Яика, были заинтересованы в сохранении стабильной и неконфликтной обстановки. Это было необходимо для поддержания скотоводства, поскольку это занятие требует постоянной мобильности. В случае принятия казахов в российское подданство можно было урегулировать и эти вопросы.
Дополнительно к этому казахская степь издавна была транзитной территорией для караванной торговли между русским государством и среднеазиатскими владениями. Восстановление традиционной торговли, ее оживление явилось еще одной причиной, обусловившей обращение казахского хана к русской императрице.
Таким образом, вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды отстоять свою государственную независимость.
Вопрос о приеме казахов в российское подданство перед русским правительством первым поставил хан Младшего жуза Абулхаир. Этот жуз находился на границе с Российской Империей, его торговые и политические связи с Россией были наиболее устойчивыми. Переговоры о вхождении Младшего жуза в состав России начались в середине 20-х годов XVIII столетия. 8 сентября 1730 года посланцы Младшего жуза были приняты императрицей Анной Иоановной. Их просьба о включении Младшего жуза в состав Российской Империи была удовлетворена указом императрицы от 19 февраля 1731 года. Со стороны Казахского ханства акт о добровольном присоединении Младшего жуза к России был подписан 10 октября 1731 года. Эта дата и вошла в историю как начало присоединения Казахстана к России.
Присоединение Старшего и Среднего жузов к России затянулось на многие годы. Юридически присоединение Старшего жуза состоялось 10 июня 1734 года в соответствии с указом императрицы. Однако отдаленность последних от России существенно осложнила их практическое вхождение в состав Российской Империи. В результате к началу XIX века значительная часть Старшего жуза подпала под власть кокандского правителя Алим-хана.
В 1818 году Старший жуз вновь обратился с просьбой о принятии их в российское подданство. В мае 1824 года император Александр I подписал грамоту о принятии в подданство 14 султанов Старшего жуза, кочевавших в Семиречье. В 1830 году присягу приняло население нескольких волостей Среднего жуза. Затем в течение 15 лет в российское подданство вступили почти все остальные роды Старшего жуза.
Следует отметить, что присоединение к России было единственным на тот момент выходом из сложившейся ситуации, поскольку риск потери государственности был очень велик. Естественно, что Российская Империя, желая защитить свои новые владения, приняла ряд мер по обеспечению безопасности присоединенных территорий. Кроме того, России было необходимо обеспечить безопасность торговых караванных путей, ведущих в Западный Китай и Среднюю Азию.
В 1854 году в предгорьях Ала-Тау возникло укрепление Верное, ставшее впоследствии городом Алматы. В 1860 году объединенные отряды русской армии и казахских войск одержали под Узун-Агачом убедительную победу над прославленным войском кокандского хана. В течение последующих нескольких лет Коканд полностью потерял контроль над землями южного региона. Старший жуз полностью перешел в российское подданство.
В XVIII веке русское правительство предприняло ряд военно-политических и дипломатических акций с целью обеспечения безопасности своих новых подданных от опустошительных военных вторжений джунгар. Россия сумела противостоять также агрессии Китая. [8]
Этнический состав
Казахи в рассматриваемое время занимали первое место по численности среди тюркских народов Азии и второе место в мире–после турков-осман.
Этнический состав интересен тем, что в составе казахов имеются представители всех главнейших тюркских племен. Рассмотрим в общих чертах племенную структуру казахских жузов, как ее рассмотрел в своей книге Ж. Артыкбаев. Как известно, жузы–своеобразное проявление древней триальной организации, появились в древние времена: триедиными были этнические структуры саков – скифов, гуннов, огузов, карлуков и многих других этносов Центральной Азии.
Старший жуз – Улы жуз
В Старшем жузе насчитывается 11 племен: он составился главным образом из древних племен канглы и дулах, образовавших сложные роды с частями уйсуней. В этнической истории Казахстана считается, что между древними уйсунями и казахским племенем «уйсун» существует прямая генеалогическая связь, данная преемственность начинается в 1 тыс. до н.э. Исконные жители юга Казахстана–племя канглы, в продолжении веков выделявшие мигрантов на юго-запад и запад вместе с родственным ему поколением чанышкылы (катаган), обитало на Сыр-Дарье и Чирчике, также в Ташкентском оазисе. Многочисленную часть Старшего жуза составляют дулаты, простираясь от р. Или до р. Сыр-Дарьи. Оно делится на четыре самостоятельных рода: ботпай, жаныс, сикым, шымыр. Самые ранние сведения о племени албан суан относятся к начальным векам нашей эры, в рассматриваемое время они кочевали в долине р. Или. В нижней части р. Или кочевали аулы самого древнейшего племени Семиречья – Сары-уйсунов. Главное по значению племя Старшего жуза – джалаир–жили в бассейне р. Каратал, в дуальном союзе, состоявшем из шести племен Сырманак и семи родов Шуманак, было всего 13 родов. Из остальных племен Старшего жуза шапырашты и ысты кочевали у Алатауских гор, вблизи современной Алма-Аты, а племена сиргели, ошакты – вблизи Сыр-Дарьи. По отношению к последним четырем надо отметить возможную их близость к канглам. В общей сложности в Улы жузе 11 племен. Известный историк М. Тынышбаев пишет, что все они группируются вокруг трех – джалаир, ошакты, дулат, занимающих соответствующие ступени племенной иерархии. В числе племен Старшего жуза источниками перечисляется племя шахшан – район обитания – Жамбылская и Ташкентская области.
Средний жуз – Орта жуз
Все племена Среднего жуза известны еще в древние времена как самостоятельные этнические формирования. Социально-политическая история средних веков способствовала сильной перемешанности племен Среднего жуза между собой. Особо отмечаются исследователями чингисха-новские войны, калмыцко-казахские войны XVI–XVIII вв. Но тем не менее в общих чертах расселение племен то же, какое существовало до монголов: на востоке–кереи, к западу – найманы, еще далее – аргыны и, наконец, кыпчаки.
Аргыны, известные по различным модификациям этномима – гун, аруг гун (белый), аргу, являлись в рассматриваемое время самыми многочисленными из племенных компонентов казахского народа и занимали обширные регионы Центрального и Северного Казахстана. Родовая структура аргынов представляется нами таким образом: по старшей линии пять ветвей рода Мейрам, по младшей–семь поколений, известных под названием «жети момын». Кроме них, в аргынскую конфедерацию входит ряд родов, как таракты, с условным генеалогическим правом.
Найманы – ведут свое происхождение от древнего огузского союза «сегиз огуз». До Чингисхана существовали самостоятельные этнополитические объединения найманов, занимавшие территорию от Монголии до Черного Иртыша и Семиречья. После поражения от монголов они отодвинулись на запад и в рассматриваемое время их довольно солидные группы жили как в Центральном Казахстане, так и на Севере и Юге.
Керен – в первом тысячелетии нашей истории они жили в Монголии и Алтайских горах, в Южной Сибири, также занимая западные районы Китая, они известны в летописях как самые ранние несториане Центральной Азии. Кереитские правители в свое время поддерживали Чингисхана в его глобальной политике, а позже им же были рассеяны. Одна часть оказалась в составе Младшего жуза. Кереи в XIX веке имели два родовых объединения: абак, состоящий из 12 родов, в основном обитавших в восточной части Среднего жуза, и ашамайлы–в северной части Казахстана, включая окрестности Кокчетава.
Уак – племя, родственное керею, богатыри из этого племени воспеты во многих эпосах ногайлинского цикла (XIV–XVI вв.). Уаки–самое малочисленное племя в Среднем жузе и жили в рассматриваемое время в основном в Северном и Северо-Восточном Казахстане. Они также дуальны, т.е. состоят из двух родовых союзов. По данным М. Тынышпаева, численность уаков в конце XIX века-70000 душ.
К ы п ш а к – одно из племен тюрков, сыгравших выдающуюся роль в истории средневековья Евразийских степей. Восточный историк Рашид-ад-дин, также и Абульгази Бахадур считали их родиной южно-сибирскую лесостепь, поскольку слово «кыпчак» означает сердцевину дерева. Вытеснив огузов из политической арены в XI веке, кыпчаки стали господствующим этносом большей части казахских степей. Возможно это способствовало вхождению различных частей этого народа в этнический состав многих народов. Но все же главные ветви остались в Среднем жузе, обитая в Тур-гайских степях и на юге Казахстана.
Коныраты в начале XIX века своими летними кочевками доходили до р. Тургай, озера Теликол и т.д. В древности коныраты жили, в родстве с монгольскими племенами, как известно, и дом Чингисхана состоял в родстве с ними. Они активно участвовали в монгольских завоеваниях и в управлении аннексированной территорией. Коныраты имеют очень разветвленную родовую схему, по генеалогическим сказаниям, все они объединяются в два больших союза.
Младший жуз – Киши жуз
Ч. Ч. Валиханов считал племена Младшего жуза автохтонами казахской территории. Действительно, ряд племен имеет настолько древнее происхождение, что начало их генеалогии теряется в мифах. В частности, это касается общего названия племени Младшего жуза–Алшын. Младший жуз состоит из трех родоплеменных объединений, каждое из которых занимает в генеалогической иерархии свое место. Самым старшим считается союз шести племен – алим-улы. Алим-улинцы занимают южную половину Западного Казахстана. Существуют различные варианты исторических легенд о происхождении их. Судя по всему, в субстрате находится смесь тюрков с угрофинскими родами. Например, шомекей, видимо, имеет какую-то связь с названием р. Щу, кете и шекты также древнетюркского происхождения, а роды кара кесек, торт кара, кара сакал имеют очень запутанную генеалогию, что осложняет и без того сложную проблему происхождения казахского этноса. Один из составляющих Алим улы – племя торт-кара.
Торт-кара состоит из четырех родов. Основная часть их обитала севернее остальных племен Алим-улы. В. XV–XVII вв. ряд подразделений этого племени играл выдающуюся роль в судьбах южных городов. Известен правитель Средней Азии – Жалантос Бахадур, основавший ряд грандиозных архитектурных сооружений в г. Самарканде. Зимние стоянки рода торт-кара-Сырдарья, Куандарья, Жанадарья.
Бай улы – самое многочисленное объединение во всех трех казахских жузах, по данным, относящимся к концу XIX века, их насчитывается 1.030.000, отчасти роды этого объединения обитали на территории Хорезма и Бухарского ханства, часть сосредоточена в пределах Букеевской Орды. Многочисленность этого союза объясняется большим числом племен, вошедших сюда. Их 12: адай, алтын-жаппас, алача, бай-бакты, маскар, берш, тазлар, исен-темир, шер-кеш, тана, кызыл-курт, ысык. Останавливаться на каждом нет смысла, проиллюстрируем этногенез на примере одного из них.
Адай – один из многочисленных племен, известный по многочисленным подвигам и воинственностью. Многие исследователи не без основания их связывают с древними насельниками Западного Казахстана – с даями. Свидетельство о них содержится в древнегреческих и персидских источниках. В XIX веке до 70-х годов адай ЖИЛИ, в основном на Мангыстауском полуострове, на летние пастбища поднимались до рек Сагыз и Эмба (Жем).
И, наконец, последнее племенное объединение Младшего жуза – Жетыру. По казахским историческим преданиям, известный законодатель, хан Тауке соединил семь слабых и немногочисленных родов Средней Орды в один союз и включил их в состав Младшего жуза. Но данные о происхождении этих племен не всегда согласуются с утверждением этой легенды. И родовая тамга, и название свидетельствуют, что кереиты, несомненно, ветвь в древности, отделившаяся от керейского этноса, название другого племени – табын означает в переводе с монгольского языка пять. Возможно, название происходит от объединения пяти родов. Кёрдери – потомки ранних юечжей, которые в свое время были выгнаны из Семиречья аргынами и уйсынами. В X веке Аральское море в источниках называли Кердерийским. Так называлась и одна провинция Хорезма, были также и города под этим названием, Другое племя жеты и русского союза, джагалбаилы, в малом количестве встречается в этническом составе многих тюркских народов: каракалпаков, узбеков, ногайцев. Они же имеются в среде племен Среднего жуза, особенно в Центральном Казахстане. Основная часть Жетыру кочевала западнее от родов Младшего жуза, ближе к Уральской и Елекской, к Тоболу.
Тамга племени тама похож на кипчакский. Аристов и Тынышпаев предполагают, что они в древности обитали в южно-русских степях. Что касается двух оставшихся племен тилеу и рамадан, то и исторические свидетельства о них очень ограничены и в основном относятся к более позднему времени. Ряд исследователей их происхождение связывают с половецкими ордами и пробовали доказать этот тезис на материале топонемии Поволжья. По этнографическим исследованиям известно, что эти племена очень рассеяны по всему Казахстану.
Как известно, ко времени распада этнополитического единства в казахских жузах существовала сложная сословная стратификация Сословные группы в сочетании с племенной «организацией дополняли общую конфигурацию этноса. В традиционном обществе казахов начала XIX века отчетливо выделяются следующие сословия, не интегрированные в основную структуру – генеалогическую: торе (в русских источниках–султаны), ходжи, толенгуты и рабы – кулы. И, наконец, в источниках отмечается наличие еще одной группы (метисов) – шалаказахов.
Торе в казахском обществе берет свое начало от старшего сына Чингисхана – Жошы. В период становления казахского ханства улусами управляли в основном потомки Уруса, внука великого Кагана. Торе – потомки казахских ханов и султанов, поэтому они – белая кость. В этническом плане эндогамны, в социальном–корпоративны. В Младшем жузе в XIX веке встречаем три группы торе:
1) потомки Абульхаира,
2) Каипхана.
3) Самеке хана.
Первая группа считается младшей линией, поскольку происходит от Осека, среднего сына Аз Жанибек хана, одного из основателей казахского ханства. Две последние – из дома Адиге (Жадиге).
Торе Среднего жуза также возводил к линии Адиге старшей. Здесь торе больше, чем в Младшем жузе:
1) потомки Абульмамбета,
2) Абылая хана,
3) Самеке хана,
4) Барак султана и т.д.
Есть группы, не входящие в данный список.
В Старшем жузе торе немногочисленно, поскольку известная линия Могулистанских ханов, начинающаяся от Тогулук Тимура, была пресечена в Казахстане в XVIII веке окончательно со смертью Жолбарыс хана (1739). Довольно много среди племен Старшего жуза потомков – сыновей Абылай хана–Адил, Сок, Тугум. В восточной части среди най-манов жили потомки Абульмамбета.
ВXIX веке практически везде по Казахстану имелись торе. Но их удельный вес занимает незначительное место. Так, в Акмолинском уезде-1%, в Каркаралинском – 1,5%, в Букеевской орде из общего числа хозяйств 15 тыс. – 20 султанских. Так, из 26.695 хозяйств разных родов–аргын, найман, уак в Семипалатинском уезде торе составляли десяток. Приблизительно такое соотношение характерно и для остальные регионов.
Ходжи – высшая прослойка мусульманского духовенства. Возводят свою генеалогию к прямым племянникам пророка. На этом основаны их привилегированное положение и эндогамность. Многочисленные общины ходжей жили на юге Казахстана в Ташкентско-Туркестанском оазисе. В центральные регионы проникали через Каратау, поэтому их называют каратаускими. Известна еще актауская группа. Старшинством пользуются Сейд кожа, Ак кожа, Диуана кожа, Кылышты кожа, Кырыксадак. Они составляют единую группу сайдой – благородных.
На территории Туркестана, Ак мечети проживала субэтническая группа - сунак, возводящая свою генеалогию к известному племени – дурмен-барлас. Она известна как религиозно-знахарская секта. Из согдийцев, видимо, происходит группа колеген, встречающаяся в поселках Карнак, Жана корган, Арыс, Шымкент, Сауран. Они прекрасные ремесленники, особенно хорошо работали по металлу.
Из ассимилированных калмыков сохранилась группа, в XIX веке, караша. Их статус почти ничем не отличается от толенгутства. Так, Ташкент и его окраина в дореволюционный период носили название курама. Этнический состав кураминцев довольно интересен для казахстанских этнографов, поскольку там встречаются следующие названия: катаган, дурмен, барлас, баршылык, конырат, кыпшак, таракты, мангытай, моголтай, ногайлы, алтай-карпык. Большинство из названных родов имеется и в составе казахов. Кураминская субэтническая группа проживала также в Бухарских и Хивинских пределах.
На территории Младшего жуза известны группы калпак–отделившаяся ветвь каракалпаков, кыргыз алы – из алатауских киргизов, ногай – из астраханских ногайцев. В Центральном и Северном Казахстане большая группа калмыков, известных под названием киши кара калмак, и енисейские киргизы, известные под названием ески кыргыз, в XIX веке полностью ассимилировались в казахской среде. Только те группы инонационального населения, которые прибыли в XVIII веке, постепенно входили в этнос, в некоторых случаях тормозом служило социальное отношение, складывавшееся годами.
Толенгуты – султанское окружение, зависимые и служивые люди, пользующиеся за отказ от личных свобод покровительством и защитой. Среди них было много лиц иноземного происхождения. Так, в сибирских степях, по свидетельству С. Б. Броневского, толенгутами являются бухарцы, ташкентцы, каракалпаки, башкирцы, калмыки. Толенгуты имели хозяйство, пользовались султанской тамгой. В некоторых районах в числе толенгутов преобладают туркмены. Так, у одного найманского султана – 14 туркменских семей. Известно, когда калмыки в 1771 году отправились из Едиля к Джунгарии, то они увели с собой большое количество ставропольских туркмен, по дороге. Многие из них были отбиты казахами. А. Харузин отмечал, что в Младшей Букеевской орде толенгутами становились вольноотпущенные рабы и их дети. К середине XIX века институт толеигутства перестал существовать, многие казахи вернулись к своим родам, а инонациональный состав остался у влиятельных торе. В удельном весе среди населения толенгуты составляли более 5%, в некоторых местах – еще больше, образуя целые административные волости.
Кул (и Кунг – по отношению к женщинам) – в начале XIX века в Казахстане существовало патриархальное рабство, была также широкая работорговля. Но размеры рабства, как известно, определяются спросом на их труд. Такового фактора в кочевом обществе казахов не было, особенно в XIX веке, у кочевников существовал большой резерв рабочей силы из числа своих сородичей. Рабство стимулировалось наличием на границах Казахстана рынков работорговли. Кроме всего существовало обрядовое предназначение рабства – их включали в калым, приданое, кун, призы и т.д. Об этническом происхождении рабов судить очень трудно, по убеждениям казахов, в рабство нельзя было превращать своих единоверцев, в то же время известно, что казахи захватывали персиян, как шиитов.
Источники первой половины XIX века дают неопровержимые доказательства в пользу существования у казахов патриархального рабства и широкой работорговли. В Младшем жузе часто встречаются рабы – афганцы, персиане, калмыки, в основном поступающие в степь через бухарско-хивинские рынки. В Среднем жузе преобладали калмыки. Так, в 1845 году в Акмолинском округе из 244 рабов – калмыков было 133.
Шала казахи – метисы, родившиеся от брака татар и среднеазиатов с казашками, или тех, «кто избрал себе род жительства между казахами, или детей таковых людей, рожденных от брака с казашкой» – отмечается в источниках. То есть это люди, находившиеся в той или иной степени в состоянии ассимиляции, в отличие от тех, кто сохранил свою этничность.
Данная прослойка появилась приблизительно в 30-х годах XIX века, постоянно пополняясь в последующие десятилетия. Они занимались торговлей, учительствовали и частично занимались скотоводством.