Что такое способности. Классификация способностей

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось, и было принято в психологии XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространенно. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

4. Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. [1]

Значительный вклад в разработку обшей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предположил третье из перечисленных определений способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Разделяют общие и специальные способности:

1)        общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности - это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

2)        специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, например: математические, литературные, музыкальные и т.д.

Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности. [2]

Также рассмотрим различные типы умственных способностей, описанные учеными.

Стенберг и его коллеги из Йельского университета создали теорию тройственности интеллекта, выделив три основные группы интеллектуальных способностей:

1. Компонентный интеллект. Он включает в себя общие способности к научению, понятливость, словарный запас, хорошее понимание прочитанного текста, способность оперировать такими объектами, как аналогии, силлогизмы категории, способность к критическому мышлению. Это интеллект в его традиционном смысле, который оценивается с помощью тестов.

2. Эмпирический интеллект. Эмпирический интеллект включает в себя способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей.

3. Контекстный интеллект. К контекстному интеллекту относятся способности к адаптации в реальном мире, такие как умение оценивать ситуации, достигать поставленных целей и решать практические проблемы.

Говард Гарднер (преподаватель медицинского факультета Бостонского университета) в своей концепции интеллекта выделяет следующие типы способностей:

1) Пространственный интеллект. Способность к формированию пространственных образов и к ориентации в окружающем мире. Микронезийские мореходы с Каролинских островов могут ориентироваться среди сотен островов по звездам и собственным ощущениям. Ученым, занимающимся тестированием интеллекта, пришлось бы разработать совершенно новые методы и учитывать другие способности, если бы они решили оценить интеллект Микронезийцева.

2) Музыкальный интеллект. Способность к восприятию и созданию мелодических и ритмических конструкций. Некоторые индивиды, которых по всем прочим показателям относят к умственно отсталым, могут сыграть на пианино песню, слышанную всего один раз; бывает, что талантливый джазовый тромбонист не может прочитать газету.

3) Двигательный интеллект, Способности к тонким моторным движениям, которые необходимы, например, хирургу или танцору.

4) Межличностный интеллект. Способность понять других людей, их чувства, мотивы и способы взаимодействия с ними. Кто-то легко находит общий язык с другими личностями благодаря чуткости и способности сопереживать.

5) Внутриличностный интеллект. Способность индивида разобраться в самом себе и сформировать ощущение идентичности.

Концепция Гарднера уникальна, поскольку он утверждает, что в нервной системе человека независимо друг от друга существуют различные интеллекты. Он призывает прекратить оценивать людей по единой мерке, которую называют «интеллектом». Вместо этого он предпочитает мыслить в рамках концепции множественности интеллектов, имеющих различную силу.