Эволюция развития кинотеатров в России
Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа фильмов населению. [14]Кинотеатры проводят широкую культурно - досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с артистами, концерты профессиональных и общественных коллективов, лекции, беседы и т.д. Многие кинотеатры выпускают афиши, информирующие зрителей о премьерах, кинофестивалях, тематических показах, творческих отчётах киностудий, торжественных сеансах, киновечерах и т.д. Первые кинотеатры в России появились в конце ХIХ в. и почти не отличались от залов для собраний или концертов. У каждого кинотеатра был зрительный зал со светоотражающим экраном, аппаратная, где размещался кинопроекционный аппарат, а также место для музыкального оркестра, под звуки которого на экране разворачивалось действие. На первоначальном этапе развития кинематографа под кинотеатры, как правило, приспосабливали несколько перестроенные жилые помещения. Первый коммерческий кинотеатр в России был открыт в Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум» 4 мая 1896 года. [2]
В это же время научное кино начинало приковывать к себе общественное внимание. В среде научных и педагогических работников возникла идея постоянных просветительных кинотеатров, где могли бы показываться ленты научного содержания и читаться лекции перед сеансом. Идея эта была активно поддержана самыми широкими кругами педагогической, научной общественности и даже владельцами кинотеатров. Попытка использования кинематографа как средства просвещения была предпринята во многих городах России. Киносеансы устраивались платными, но цены на билет были вполне доступными (для учащихся городских школ-5 коп., для других гимназий, училищ и прогимназий-10-20 копеек).
В период конца XIX – начала XX века русскими учеными и педагогами кинематограф использовался в педагогической работе, как наглядное пособие при обучении школьников в учебных заведениях. Таких чисто учебных кинозалов было в довоенной России несколько сотен. В некоторых гимназиях и училищах кинолекциями охватывали не только своих учащихся, но и школьников других учебных заведений. [18]
После революционных событий, в 1920-х годах стали исчезать кинотеатры. Полторы тысячи кинотеатров дореволюционной России превратились в полторы тысячи пустых залов неопределенного назначения. В Москве к 1921 г. уцелели всего четыре кинотеатра. Будучи пока не в силах заниматься созданием сети кинотеатров, правительство позволяло создавать и арендовать кинотеатры любым учреждениям и организациям. В 1928 г. в Москве впервые появилась надпись "Детям до 16 лет запрещается": согласно постановлению Моссовета, школьникам разрешалось смотреть лишь фильмы, рекомендованные отделом народного образования, а дошкольникам - только детские киноутренники.
Первые специализированные кинотеатры появились во второй половине 1920-х гг.: в ноябре 1927 г. - первый детский кинотеатр, а в ноябре 1929 г. в здании Музея революции на Тверской - первый кинотеатр хроники. [2]
Массовое строительство кинотеатров началось в конце 1940-х гг. Так как маленькие кинотеатры были дороги для строительства, дороги для эксплуатации и совершенно не решали проблему нехватки зрительских мест, была необходима постройка больших кинотеатров. В 1968 г. В Советском Союзе был зарегистрирован наивысший средний показатель посещаемости кинотеатров - 22 посещения в год на человека. Ажиотаж сам по себе возмещал недостатки планирования: где бы и как бы ни строили кинотеатры, каковы бы ни были условия демонстрации, - зритель-шестидесятник шел в кино. В 1970-е гг. ситуация изменилась, и изменилась во всем мире: главным образом - из-за распространения телевидения, которое позволяло смотреть кино, не выходя из дома. [18]
При советской власти кино считалось средством воспитания советских граждан, т. е. фактически являлось средством манипулирования общественным сознанием. Целью кинематографа было формирование ложных политических стереотипов, выгодных советской власти. Государственная цензура могла запретить показ даже популярного фильма, а его создателей репрессировать по идеологическим соображениям.
При советской власти перед хорошим художественным фильмом нужно было демонстрировать документальные фильмы, поэтому в ожидании индийского фильма зрители томились и скучали во время трансляции длинных речей Брежнева. В 1991 году на телевизионные экраны страны хлынул широкий поток зарубежных, главным образом, американских фильмов. Появление видеомагнитофонов привело к расцвету видеосалонов. Из-за конкуренции со стороны телевидения и видеосалонов многие кинотеатры в России были закрыты, производство российских фильмов почти прекратилось. [5]
Сегодня в кинотеатрах имеются все возможности для комфортного проведения досуга - современные кинотеатры вмещают несколько зрительных залов с акустически приспособленными стенами и потолком. В кинотеатрах обычно также имеются фойе для зрителей, гардероб, буфет, служебные помещения. По данным ЗАО «Компания Невафильм), С 2006 года в российском прокате появились фильмы в цифровом формате, число которых постоянно растет, также как и число цифровых кинозалов.
Большинство цифровых залов в России оснащено оборудованием для показов фильмов в трёхмерном пространстве. [23]
Не смотря на явные преимущества просмотра фильма в кинотеатре - такие как большой экран, качественные изображение и звук, не все люди идут за просмотром фильма в кинотеатр. Сегодня любой понравившийся фильм можно посмотреть посредством компьютера на диске DVD, появившемся в ноябре 1996 года в Японии. Также возникшие в 90-х годах XX века домашние кинотеатры являются решением для любителей просмотра новинок кино у себя дома, в уютной атмосфере. Кроме того, в связи с тем, что на сегодняшний день всё чаще создаются так называемые онлайн - кинотеатры на сайтах Интернета, просмотреть нужный фильм не составляет труда. Кинолюбителям даже нет необходимости ехать в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм и тратить свои деньги на билет.