Этапы и уровни развития детского коллектива
Вне зависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллектив проходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группы строятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий. Можно выделить следующие стадии развития коллектива.
1 стадия: объединение детей.
2 стадия: появление лидеров и аутсайдеров.
3 стадия: появление конфликтов. Конфликты, возникающие в этот период, в основном, связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения, как отдельных членов коллектива, так и объединяющих их групп. В этот период класс уже способен решать возникающие в нем конфликты самостоятельно. Это связанно с действенностью общественного мнения, с осознанием большинством себя членами единого коллектива, с желанием сделать его лучше, с потребностью каждого ощущать в нем свою защищенность.
4 стадия: разрешение конфликтов и объединение в сплоченный коллектив. (Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с. )
При классификации детских коллективов Г. Фортунатов выделяет следующие их виды:
- стихийно организующиеся коллективы;
- сознательно организующиеся коллективы;
- организуемые коллективы.
П. Загорский предложил следующую схему характеристики детского коллектива: Число членов и возраст детского коллектива. Из какой среды дети пришли в коллектив. Каковы основные занятия данного коллектива? Какова форма его организации? Характеристика вожаков, степень их влияния: в чем оно проявляется? Есть ли борьба между вожаками и массой? Между вожаками друг с другом? Между вожаками и педагогом?
- Насколько инициативна масса? В чем ее основные интересы?
- Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива? С другими коллективами? С педагогом?
- Какие группировки внутри коллектива? Вокруг чего и кого? Насколько устойчивы?
- Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?
Как коллектив влияет на отдельных детей? Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе?
Стадии развития детского коллектива
1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства с территорией, с людьми, которые начинают учиться вместе. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти дети способны и как себя с ними вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
2 стадия. Конфликты. Это борьба «раздел территории », борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.
3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнер, взаимопонимание, взаимоподдержка.
4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакт.
5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризует повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
В настоящее время сложился подход (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л. И. Новикова выделяет:
1) стадию сплочения коллектива;
2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;
3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Таблица. Основные признаки уровней развития группы.
Уровень | Признак |
Конгломерат | Ситуативное общение |
Номинальная группа | Целенаправленное общение |
Ассоциация | Начало совместной деятельности |
Кооперация | Достижение результата деятельности |
Автономия | Удовлетворение индивидуальных интересов посредством участия в групповой деятельности |
Корпорация | Удовлетворение групповых интересов за чужой счет (членов группы, других групп, общества) |
Коллектив | Гармонизация индивидуальных, групповых и общественных интересов. |
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике. Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией.
На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень - автономизацию. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.( Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.)
Автономия, как группа по Уманскому группу характеризует следующими особенностями:
- обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить»
- внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг другу
- внуригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы строгого следования принятым нормам
Группа соратников, в которое целое доминирует над каждым, в какой-то степени подавляя индивидуальное. Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" (Т. Н. Мальковская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию лжеколлектив. Корпорация (сообщество, объединение) группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жестокой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.. Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организации.
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом. Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования (А. Г. Кирпичник).
Коллектив - группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных. Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.
Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленного формирования личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Формирование коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении. Без лидера ни одна группа, ни один коллектив существовать не может. Лидер - это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе.