Этический кодекс фандрайзера
Этический кодекс фандрайзера явился результатом практической деятельности и работы Национальной гильдии фандрайзеров, существующей в России с 2000 г. Рассмотрение данного кодекса в рамках исследуемой темы можно считать одним из принципиальных её моментов, так как именно на основе его положений разработаны и применяются указанные в предыдущей части работы механизмы осуществления франдрайзинга. В начале приведем информацию о самой гильдии фандрайзеров, её основных целях и видах деятельности.
Национальная гильдия фандрайзеров – независимая профессиональная корпорация специалистов по привлечению ресурсов для некоммерческих проектов, которое также идентифицирует себя как "новое профессиональное сообщество".
Основными целями деятельности Национальной гильдии фандрайзеров являются: содействие становлению профессии фандрайзера и самоорганизации профессионального сообщества, а также содействие формированию цивилизованного рынка и деловой культуры в области привлечения ресурсов и развития благотворительности.
В связи с этим Гильдия ставит следующие задачи:
- содействие формированию профессионального и этического стандартов деятельности специалистов по привлечению ресурсов;
- пропаганда и популяризация основ профессиональной деятельности;
- теоретическое и методическое обеспечение деятельности специалистов по привлечению ресурсов;
- повышение профессионального уровня деятельности специалистов по привлечению ресурсов, содействие росту их профессионального мастерства и компетентности;
- создание корпоративной системы обмена информации;
- организация системы профессионального общения.
Приоритетными для деятельности Гильдии являются следующие направления:
1. содействие законодательному закреплению профессионального статуса специалистов по привлечению ресурсов;
2. разработка контрактной системы найма специалистов по привлечению ресурсов;
3. проведение теоретических и научно-практических конференций, семинаров по проблемам профессиональной деятельности;
4. подготовка и издание методических материалов по профессиональным аспектам деятельности специалистов по привлечению ресурсов;
5. организация системы профессионального обучения;
6. разработка, формирование и продвижение информационных систем;
7. оказание помощи заинтересованным организациям в подборе квалифицированных кадров для выполнения работ в области информации и услуг по привлечению ресурсов и организации благотворительной политики;
8. выпуск специальной литературы и периодических изданий корпорации;
9. установление контактов и связей с зарубежными коллегами и организациями профессионального сотрудничества.
В результате обозначенных направлений был сформирован свод ценностей и принципов, основополагающих для фандрайзинговой деятельности, состоящих из 26 пунктов:
1. Соблюдение общечеловеческих норм и ценностей;
2. Соблюдение прав человека;
3. Соблюдение презумпции невиновности;
4. Право любого человека на благотворительность;
5. Право представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность. Равенство всех конфессий перед фандрайзером;
6. Соблюдение принципа осознанного и добровольного участия в благотворительности;
7. Добровольность осуществления благотворительных пожертвований, за исключением действий чиновников по исполнению принятых решений в рамках административных структур;
8. Соблюдение фандрайзером интересов клиента;
9. Ориентация на принципы клиента;
10. Учет общественного мнения;
11. Сохранение собственного имиджа и имиджа клиента;
12. Сохранение кредита доверия к фандрайзеру и к профессии;
13. Сохранение собственной репутации и репутации клиента;
14. Открытость информации;
15. Социальная полезность;
16. Деньги не цель, а средство решения проблемы и реализации миссии;
17. Необходимость вознаграждения за труд;
18. Прозрачность финансовых операций;
19. Регламентация финансовых операций законодательством РФ;
20. Дело важнее профессиональных амбиций;
21. Недопустимость создания новых проблем при решении существующих;
22. Работа на создании позитивных, а не негативных образов;
23. Недопустимость желать другому того, что не пожелаешь себе;
24. Независимость партнеров и четкое определение условий взаимодействия с ними;
25. Независимость того, кто привлекает и того, для кого привлекаются средства;
26. Независимость донора от клиента.
По многим пунктам данные принципы коррелируют с общими правилами игры, как рыночных отношений, так и общественно-гражданского сектора. Однако существование правил игры, предполагая их обязательное соблюдение, на практике редко применимо, особенно для нашей страны. В связи с этим, необходимо отметить, что построение эффективной модели сотрудничества фандрайзера и донора является на сегодняшний день составной частью развития и совершенствования института гражданского общества. В приложении 1 содержится в качестве справочной информации перечень стандартов, регламентирующих действия профессионального фандрайзера в этически значимых ситуациях.