Этический кодекс фандрайзера

Этический кодекс фандрайзера явился результатом практической деятельности и работы Национальной гильдии фандрайзеров, существующей в России с 2000 г. Рассмотрение данного кодекса в рамках исследуемой темы можно считать одним из принципиальных её моментов, так как именно на основе его положений разработаны и применяются указанные в предыдущей части работы механизмы осуществления франдрайзинга. В начале приведем информацию о самой гильдии фандрайзеров, её основных целях и видах деятельности.

Национальная гильдия фандрайзеров – независимая профессиональная корпорация специалистов по привлечению ресурсов для некоммерческих проектов, которое также идентифицирует себя как "новое профессиональное сообщество".

Основными целями деятельности Национальной гильдии фандрайзеров являются: содействие становлению профессии фандрайзера и самоорганизации профессионального сообщества, а также содействие формированию цивилизованного рынка и деловой культуры в области привлечения ресурсов и развития благотворительности.

В связи с этим Гильдия ставит следующие задачи:

- содействие формированию профессионального и этического стандартов деятельности специалистов по привлечению ресурсов;

- пропаганда и популяризация основ профессиональной деятельности;

- теоретическое и методическое обеспечение деятельности специалистов по привлечению ресурсов;

- повышение профессионального уровня деятельности специалистов по привлечению ресурсов, содействие росту их профессионального мастерства и компетентности;

- создание корпоративной системы обмена информации;

- организация системы профессионального общения.

Приоритетными для деятельности Гильдии являются следующие направления:

1. содействие законодательному закреплению профессионального статуса специалистов по привлечению ресурсов;

2. разработка контрактной системы найма специалистов по привлечению ресурсов;

3. проведение теоретических и научно-практических конференций, семинаров по проблемам профессиональной деятельности;

4. подготовка и издание методических материалов по профессиональным аспектам деятельности специалистов по привлечению ресурсов;

5. организация системы профессионального обучения;

6. разработка, формирование и продвижение информационных систем;

7. оказание помощи заинтересованным организациям в подборе квалифицированных кадров для выполнения работ в области информации и услуг по привлечению ресурсов и организации благотворительной политики;

8. выпуск специальной литературы и периодических изданий корпорации;

9. установление контактов и связей с зарубежными коллегами и организациями профессионального сотрудничества.

В результате обозначенных направлений был сформирован свод ценностей и принципов, основополагающих для фандрайзинговой деятельности, состоящих из 26 пунктов:

1. Соблюдение общечеловеческих норм и ценностей;

2. Соблюдение прав человека;

3. Соблюдение презумпции невиновности;

4. Право любого человека на благотворительность;

5. Право представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность. Равенство всех конфессий перед фандрайзером;

6. Соблюдение принципа осознанного и добровольного участия в благотворительности;

7. Добровольность осуществления благотворительных пожертвований, за исключением действий чиновников по исполнению принятых решений в рамках административных структур;

8. Соблюдение фандрайзером интересов клиента;

9. Ориентация на принципы клиента;

10. Учет общественного мнения;

11. Сохранение собственного имиджа и имиджа клиента;

12. Сохранение кредита доверия к фандрайзеру и к профессии;

13. Сохранение собственной репутации и репутации клиента;

14. Открытость информации;

15. Социальная полезность;

16. Деньги не цель, а средство решения проблемы и реализации миссии;

17. Необходимость вознаграждения за труд;

18. Прозрачность финансовых операций;

19. Регламентация финансовых операций законодательством РФ;

20. Дело важнее профессиональных амбиций;

21. Недопустимость создания новых проблем при решении существующих;

22. Работа на создании позитивных, а не негативных образов;

23. Недопустимость желать другому того, что не пожелаешь себе;

24. Независимость партнеров и четкое определение условий взаимодействия с ними;

25. Независимость того, кто привлекает и того, для кого привлекаются средства;

26. Независимость донора от клиента.

По многим пунктам данные принципы коррелируют с общими правилами игры, как рыночных отношений, так и общественно-гражданского сектора. Однако существование правил игры, предполагая их обязательное соблюдение, на практике редко применимо, особенно для нашей страны. В связи с этим, необходимо отметить, что построение эффективной модели сотрудничества фандрайзера и донора является на сегодняшний день составной частью развития и совершенствования института гражданского общества. В приложении 1 содержится в качестве справочной информации перечень стандартов, регламентирующих действия профессионального фандрайзера в этически значимых ситуациях.