Понятие вертикальной интеграции
Интеграционная динамика стала наиболее характерной чертой организационного развития бизнеса второй половины XX века. Принципы свободного рынка и конкуренция, с одной стороны, и дорогостоящая технологическая эволюция, с другой, постоянно испытывают на выживаемость предприятия, которые в одиночку пытаются преодолеть жесткий порог эффективности. Естественной альтернативой последним являются развивающиеся формы интеграции экономических субъектов.
В чем сущность понятия «интеграция»? Термин «интеграция» происходит от латинских слов (восстановление и целый). Он означает восстановление целостности единства, объединение в целое ранее обособленных частей, явлений, процессов, экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.
Экономическая интеграция происходит и на уровне национальных хозяйств страны, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями». Ленский Е. В. также отмечает, что термин «интеграция» означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, укрепление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. При этом автор подчеркивает, что интеграционный подход к стратегическому менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей трех сторон феномена интеграции: между подсистемами и компонентами стратегического менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали [42 стр. 59].
Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий для осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров.
Различают следующие виды интеграции:
- интеграция вертикальная – производственная кооперация предприятий одной отрасли или близких по характеру отраслей промышленности, специализирующихся на изготовлении узлов, деталей и заготовок, комплектующих и других изделий, необходимых для конечного продукта;
- интеграция горизонтальная – объединение предприятий, производство которых характеризуется технологической общностью выпускаемой продукции;
- интеграция «круговая» – слияние компаний, выступающих на одном рынке, но не конкурирующих между собой;
- интеграция организации – процесс объединения усилий разных подразделений для достижения целей организации;
- интеграция прогрессивная – интеграция в маркетинге, заключающаяся в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения;
- интеграция регрессивная – интеграция в ходе маркетинга, заключающаяся в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков;
- интеграция финансовая – процесс гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля со стороны центральных эмиссионных банков за деятельностью кредитных институтов в целях большей координации внутренней и внешней экономической политики государств, входящих в региональные группировки;
- интеграция экономическая – сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.
Основные виды интеграционных объединений:
1) зона свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;
2) таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим сторонам;
3) общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами во взаимной торговле, для перемещения рабочей силы и капитала;
4) экономической союз, который предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным мероприятиям проведение государствами-участниками единой экономической политики.
Агропромышленная интеграция – это организационно-экономическое понятие, характеризующее сознательное, регулируемое объединение и развитие в едином хозяйственном организме специализированных сельскохозяйственных и промышленных производств.
Термином «агропромышленная интеграция» объединяются два понятия:
1) интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства;
2) интеграция сельскохозяйственного и промышленного труда.
Интеграционная политик должна быть направлена на гармонизацию интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными интересами. Отсюда следует, что стратегия интеграции должна включать два уровни.
Первый – интеграция на макроэкономическом уровне, предполагающая разработку нормативно-правовых документов и согласование социально-экономического развития всех сфер экономики.
Второй – интеграция на макроэкономическом уровне, предполагающая установление прямых экономических связей, развитие кооперации, создание интегрированных формирований, осуществление совместных инвестиционных формирований, осуществление совместных интегрированных проектов.
В настоящее время агропромышленная интеграция проявляется на макро-, мезо- и микроуровнях.
На макроуровне агропромышленная интеграция выступает в виде согласованного, регулируемого развития взаимосвязанной совокупности отраслей народного хозяйства, участвующих в производстве, заготовке, переработке, хранении, транспортировке сельскохозяйственной продукции и доведение ее в готовом виде до потребителя.
На мезоуровне, то есть на уровне краев, областей, республик, экономических районов, отдельных зон и регионов.
На микроуровне, то есть на уровне предприятий и объединений, агропромышленная интеграция развивается в двух направлениях.
К факторам, стимулирующим развитие агропромышленной интеграции, относятся следующие:
1. Восстановление между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью разрушенных производственно-хозяйственных связей.
2. Реализация принципа выгодного обмена при продвижении продукта от производителя к потребителю.
3. Повышение эффективности управления собственностью в акционерных обществах.
4. Совершенствование механизмов координации и управления в агропродуктовых формированиях.
Побудительными мотивами развития агропромышленной интеграции служат следующие факторы:
- ведомственная разобщенность производства в переработки сельскохозяйственной продукции;
- ускоренный рост концентрации промышленного производства путем строительства крупных перерабатывающих предприятий, требующий для полной загрузки их мощностей стабильной сырьевой базы;
- углубление специализации и усиление концентрации сельскохозяйственного производства на принципах межхозяйственной кооперации, создание сельскохозяйственных предприятий промышленного типа (комплексов по откорму свиней и крупного рогатого скота, птицефабрик, тепличных комбинатов), требующие четкой координации с предприятиями сферы переработки и торговли.
Всю совокупность факторов агропромышленной интеграции можно условно разделить на 4 группы:
- естественные (главные свойства человека);
- социальные (проблемы изменения социальной структуры занятых в сельском хозяйстве работников, нормализации их половозрастного состава, сокращения оттока молодежи из деревни, повышения годового дохода работников и т.д.);
- экономические факторы (годовая производительность труда, экономические результаты деятельности предприятий и т.д.);
- технические факторы (совокупность приемов и способов получения и переработки сельскохозяйственного сырья, его транспортирования, складывания, хранения и доведения до потребителя).
В понятии «интеграция» отражается и статика, и динамика характерных для него процессов и явлений. На это обращает внимание Дубровский В. Ж., который отмечает, что понятием «интеграция» обозначают либо результат формирования особой системы взаимоотношений и связей между экономическими субъектами (это могут быть люди, фирмы, государства), либо характеризующий ее процесс, ведущий к созданию новой организации с неформальной функциональной и управленческой структурой.
Основные цели и задачи фирм, интегрирующихся в объединения и союзы, заключаются в следующем:
- повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;
- обеспечение мобильности и динамичности реализации инновационных процессов создания новой продукции;
- перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на нее;
- проведение технического перевооружения на прогрессивной основе;
- вхождение в интернациональный бизнес с целью выхода на международные рынки;
- получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;
- повышение привлекательности для внешних инвесторов;
- получение разнообразной помощи: консалтинговой, тренинговой, маркетинговой и др.
Определив цели, фирмы объединяются на основе тех или иных стратегий и форм межфирменной интеграции. Среди эталонных стратегий развития бизнеса можно выделить те, которые связаны с процессами интеграции. В общем плане стратегия фирмы - это долгосрочная задача, решение которой должно привести фирму к реализации стоящих перед ней целей. Стратегия фиксирует то, что должна делать фирма в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, учитывая, что условия деятельности и внешнее окружение будут изменяться.
В группе стратегий концентрированного роста выделяется стратегия усиления позиций на рынке, зачастую связанная со стратегией так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами. Суть стратегии горизонтальной интеграции состоит в соединении предприятий посредством объединения (слияния) или выкупа, благодаря чему образуется новое, более крупное предприятие. Вновь созданное предприятие располагает лучшими возможностями получения кредитов, обладает большей долей участия на рынке, характеризуется более высокой прибыльностью, меньшими затратами, имеет лучшие позиции на рынке. Горизонтальная интеграция, подразумевающая принятие в состав большой фирмы новой посредством ее покупки или приобретения пакета акций, - это основной метод развития предприятий в промышленных странах. Стратегия горизонтальной интеграции полезна и при международной экспансии фирм.
Стратегия вертикальной интеграции часто используется в ситуациях, когда фирмы наталкиваются на барьер развития рынка. В группе стратегий интегрированного роста выделяются: стратегия так называемой обратной вертикальной интеграции, когда фирма растет за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение; стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, когда фирма растет за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи.
При этом интеграция «назад» (backward integration) приводит к снижению затрат тогда, когда требуемый объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабах производства, как и у поставщиков, или если поставщики работают более эффективно и имеют возможности улучшать свои показатели. Интеграция в направлении поставщиков дает существенные преимущества в случаях высоких прибылей, когда поставляемые компоненты занимают основную часть себестоимости конечного продукта и когда необходимые технологические навыки легко освоить. Вертикальная интеграция «назад» создает конкурентное преимущество, основанное на дифференциации, когда компания начинает выполнять те действия, которые ранее были ей не свойственны. При использовании вертикальной интеграции на стадию назад корпорация обеспечивает себя дешевым и стабильным источником сырья для выпуска своей продукции. Подобная интеграция может также снизить зависимость компании от поставщиков важнейших компонентов готовой продукции или от компаний, предоставляющих определенные услуги. Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталеплавильным заводом, который обслуживает ее потребности в стали.
Интеграция «вперед» (forward integration) - это такая разновидность интеграции, когда фирме удается приобрести контроль над теми хозяйственными субъектами, которые посредничают в обслуживании конечных клиентов. В результате интеграции компании по направлению к оптовикам и розничным продавцам создается сеть взаимосвязанных обязательствами дилеров, представляющих продукцию компании конечному покупателю. Интеграция «вперед» может дать снижение издержек и установление более низких цен для покупателя за счет устранения традиционно дорогостоящей сети распределения. Примером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
Большинство исследователей природы интеграционных процессов сходятся во мнении, что интеграция, как и любой сложный процесс, имеет как преимущества, так и недостатки. В этой связи можно выделить работы В. Е. Дементьева, Ю. В, Якутина, СБ. Авдашевой, В. И. Лисова, Е. В. Ленского и др. Так, Ленский Е. В. отмечает шесть преимуществ вертикальной интеграции:
1) лучшие возможности для отличительной дифференциации изделия;
2) доступ к каналам распределения;
3) лучший доступ к информации о рынке;
4) экономия затрат, являющаяся результатом объединения производства, продажи и контроля;
5) доступ к технологии и патентам присоединяемых фирм;
6) обеспечение гарантированных поставок в течение наращивания выпуска новых изделий и обеспечение сбыта в течение периодов пониженного спроса.
К числу недостатков вертикальной интеграции отнесены следующие:
- интеграция увеличивает капиталовложения в отрасль, где уже работает компания, повышая тем самым риск. Полностью интегрированные фирмы имеют тенденцию медленнее адаптироваться к новым технологиям, чем частично интегрированные или вообще не интегрированные фирмы, так как изменение технологий для них связано с дополнительными затратами;
- интеграция «вперед» ограничивает фирму в отношении свободы выбора поставщиков, и потенциальные результаты по обслуживанию разнообразных запросов получателей могут быть ниже;
- вертикальная интеграция приводит к проблемам, связанным с балансировкой мощностей на каждом этапе в цепочке ценностей;
- интеграция «вперед» или «назад» требует различных навыков и деловых способностей менеджеров в разных сферах бизнеса, объединяемых в одной «цепи». На выработку таких навыков требуется определенное время;
- вертикальная интеграция с производителями частей и компонентов изделий может сократить производственную гибкость компании, увеличить время, требуемое для разработки новых моделей и внедрения их на рынок. Приобретение составляющих у других компаний часто бывает дешевле и быстрее, чем вертикальная интеграция, что позволяет компании быть более
гибкой и способной легко адаптироваться к быстро меняющимся предпочтениям покупателей [8 стр. 119]
С.Б. Авдашева и Н. М. Розанова также отмечают как издержки, так и мотивы вертикальной интеграции. К соображениям против вертикальной интеграции отнесены мотивы:
- известна истина, согласно которой разделение труда повышает его производительность, следовательно отказ от разделения труда и специализации может снизить эффективность производства и привести к росту издержек на единицу продукции. В результате издержки самостоятельного производства для фирмы могут оказаться выше, нежели цена, по которой данный товар можно было бы купить на рынке;
- усложнение процесса управления с увеличением масштаба фирмы ведет к росту издержек на управление;
- слияния или поглощения фирм, являющиеся формами вертикальной интеграции, сопряжены со значительным объемом расходов (как явных, так и неявных) на совершение такого рода сделок;
- вертикальная интеграция создает барьеры входа на рынок и усиливает монопольную власть фирм-продавцов. Вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки, снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции;
- на рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен из-за невозможности заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или из-за неблагоприятных условий этих контрактов. Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющим повысить монопольную власть [8 стр. 236].
Таким образом, вышеназванные авторы подметили как издержки, которые влияют на развитие фирмы на микроуровне, так и мотивы против вертикальной интеграции, объясняющие ее отрицательное воздействие на рыночную среду.